может быть ни в каком начинании. Между прочим, в нашей клинике большинство пациентов поначалу
не верили в то, что им помогут. Однако, как показывают наши исследования, неверие пациента в
возможность помощи никоим образом не детерминирует неблагоприятный результат. На самом деле
состояние пациентов улучшается независимо от их ожиданий. Впрочем, для достижения оптимального
эффекта пациент должен активно участвовать в терапевтическом процессе и выполнять задания
терапевта, и это подходящий момент, чтобы отметить, что результат напрямую зависит от усилий и
стараний пациента.
Терапевт. Полагаю, что если бы я дал вам стопроцентную гарантию, вы бы не поверили мне.
Пациент. Почему? Поверил бы. Вы же специалист.
Т. Вы считаете разумным верить мне только потому, что я специалист?
П. А кому же тогда я должен верить?
Т. Прежде всего себе. Тренируя свою способность к суждениям, вы приобретете уверенность в
себе.
П. Если бы я не слушал других, откуда я почерпнул бы знания?
Т. Да, иногда стоит обратиться к другим за информацией, но только в тех случаях, когда вы не
можете раздобыть ее сами. Что касается нашей терапии, то самый верный способ выяснить, насколько
она может быть полезной вам, это попробовать и затем посмотреть, есть прогресс или нет.
9. «Когнитивная терапия занимается всякими пустяками. Она не затрагивает серьезных
проблем, которыми вызвана моя депрессия».
Терапевт должен учитывать ожидания пациента в отношении терапии. Он не может сказать
пациенту: «Это не важно. Не будем говорить об этом». Любой вопрос, который кажется важным
пациенту, подлежит обсуждению на сессии. Другое дело, что это обсуждение должно носить
плодотворный характер, вести пациента к самопониманию и вооружать его методами решения проблем.
Терапевту необходима уверенность в том, что пациент понимает цели и методы терапии.
Поэтому он должен периодически проверять, насколько они с пациентом сходятся в этом вопросе. Так
например, следует с самого начала объяснить пациенту, что когнитивная терапия занимается
рассмотрением и исследованием фактов, оставляя в стороне метафизические идеи, поскольку разговор о
последних рискует превратиться в пустословие. Терапевту важно понять пациента, а самой верной
дорогой к пониманию является конкретная, ясная, недвусмысленная коммуникация.
В начале терапии многие пациенты бывают недовольны тем, что терапевт уделяет слишком
много внимания повседневным, бытовым вопросам. В этом случае терапевт должен сказать пациенту,
что философские проблемы лучше обсудить
позже, когда будет восстановлен нормальный уровень
активности пациента. Многие философские вопросы («Кто я? К чему я стремлюсь? Зачем я живу?»)
могут показаться терапевту неуместными, не имеющими отношения к делу, однако если они тревожат
пациента, они должны быть рано или поздно обговорены. Когнитивная терапия допускает гибкое
применение, и терапевт обязан учитывать ожидания пациента. Сновидения, детские воспоминания,
чувства пациента также могут стать предметом обсуждения.
Сновидения могут быть интерпретированы в рамках когнитивного подхода (см. Beck, 1967).
Обычно темы сновидений имеют некоторое отношение к тому, как человек воспринимает мир.
10. «Если я несчастлив из-за негативных искажений, следовательно, позитивные
искажения сделают меня счастливым?»
Такого рода вопросы обычно задают образованные пациенты. Терапевт может ответить, что
позитивные искажения характерны для маниакального состояния. Чтобы быть счастливым, человеку не
обязательно искажать реальность. Как правило, ощущение счастья возникает, когда человек занимается
тем, что умеет делать хорошо, или в результате приятных и значимых переживаний.
Иногда человек получает удовольствие, оценивая себя по внешним критериям: «Меня
похвалили, значит, я хороший» или «Я молодец, потому что зарабатываю много денег». Подобные
самооценки связаны с определенного рода базовыми убеждениями, предрасполагающими к тревоге и
депрессии.
11. «Я уже четыре недели хожу на терапию, а мне не становится лучше».
Следует объяснить пациенту, что нереально ждать заметных улучшений через столь короткое
время. Надо добавить также, что многие пациенты просто не осознают того, что им становится лучше.
Именно поэтому мы периодически предлагаем пациенту заполнить Шкалу депрессии Бека,
позволяющую объективно оценить его настроение и самочувствие.
Терапия часто следует неровным курсом, с подъемами и спадами. Только некоторые пациенты
быстро преодолевают депрессию, большинство же идут к выздоровлению зигзагообразным путем.
|