ходе групповой терапии пациент обнаруживает, что ему легче заметить ошибки в негативных
когнициях других пациентов, нежели распознать и оспорить ложность собственных убеждений и
предположений. Во-вторых, и это главное, отмечая и оспаривая когнитивные искажения других членов
группы, пациент научается распознавать ложность собственных оценок и надлежащим образом
корригировать их. Члены группы проводят совместный эксперимент по проверке умозаключений друг
друга и таким образом вырабатывают навыки корректировки собственных дезадаптивных суждений и
реакций.
Одним словом, депрессивные пациенты способны эффективно работать в группе и эта работа
идет им на пользу. Однако важно помнить, что главными детерминантами эффективности групповой
терапии являются степень ее структурированности и фокус дискуссии.
Формальные аспекты
Все описанные в данной монографии терапевтические процедуры допускают применение в
групповом формате. Как и в индивидуальной когнитивной терапии, фундаментальными целями
групповой терапии являются исследование и модификация дезадаптивных установок пациента и
исправление допускаемых им ошибок в процессе обработки информации. Базовые методы,
используемые в групповой терапии депрессий, включают поведенческие задания, постоянный
мониторинг когниций и настроения, обучение пациента стратегиям выявления и корригирования
когнитивных искажений. Пациентам поручается выполнение
различных домашних заданий, таких как
планирование активности и ведение протокола дисфункциональных мыслей. Совместно с терапевтом
пациенты разрабатывают и проводят «эксперименты» для проверки своих суждений и оценок.
Групповые сессии структурированы и посвящены обсуждению конкретных проблем. Терапевт
обычно занимает весьма активную позицию: он расспрашивает, высказывает сомнение, изучает факты,
инструктирует пациентов. Адаптация когнитивных и поведенческих процедур к групповому контексту
может быть сопряжена с различными трудностями, начиная с трудности сохранения фокуса дискуссии
и заканчивая необходимостью проработки большего числа конкретных проблем. Эти вопросы
обсуждаются в следующих разделах главы.
Ориентация на проблему или на процесс?
Когнитивная терапия представляет собой проблемо-ориентированный подход. Мы не уделяем
большого внимания анализу интеракций между терапевтом и пациентом. На групповых сессиях
обсуждаются главным образом конкретные проблемы членов группы и в меньшей степени
внутригрупповые интеракции. Такие традиционные для групповой терапии темы, как сплоченность
группы, выражение эмоций членами группы или доминирование одних участников над другими, почти
не затрагиваются в когнитивной групповой терапии депрессий. Групповые сессии в рамках курса
когнитивной терапии построены таким образом, что один пациент выбирает проблему, которую ему
хочется обсудить, и члены группы затем поочередно высказывают свое мнение по данной проблеме.
Тем не менее время от времени всплывают психологические проблемы, имеющие некоторое
отношение к групповым процессам. Обычно эти проблемы напрямую связаны с искаженным
восприятием пациентов и потому позволяют лишний раз продемонстрировать важность когнитивных
принципов. Пациенты могут думать: «Я отнимаю у группы слишком много времени», «Я ничего не
могу предложить группе», «Я не вписываюсь в группу» и т. д. Проработка подобных когниций на
группе облегчает процесс научения пациентов точно так же, как в индивидуальной терапии работа с
негативными ожиданиями пациента служит моделью когнитивной проверки гипотез. Эти
«процессуальные» феномены обсуждаются не из любви к процессу, а для иллюстрации когнитивных
принципов.
Закрытые или открытые группы?
В групповой терапии стоит вопрос о том, какой должна быть группа открытой или закрытой,
то есть можно ли пополнять действующую группу новыми пациентами или же состав группы должен
быть постоянным от начала до конца. В отличие от представителей иных направлений,
рассматривающих данный вопрос больше в символическом ракурсе, когнитивные терапевты
руководствуются только прагматическими соображениями. Главным возражением против открытых
|