неделю, а Раш и Уаткинс (1978) дважды в неделю. Результаты двух групп приблизительно
одинаковы, однако для точного определения роли данного фактора необходимо выполнить специальное
сравнительное исследование.
Основываясь на клиническом опыте, мы можем лишь сказать, что продолжительность
групповых сессий в когнитивной терапии должна составлять 1-2 часа и что сессии должны проводиться
как минимум раз в неделю.
Общая продолжительность групповой терапии
Независимо от того, является группа открытой или закрытой, терапевт должен обозначить для
каждого пациента сроки терапии. Наряду с точным определением сроков следует установить четкие
критерии для оценки прогресса пациента. По нашим наблюдениям, адекватная продолжительность
групповой терапии для большинства амбулаторных пациентов с униполярной депрессией составляет
12-20 сессий, проведенных за 12-20 недель.
Групповая терапия в сочетании с индивидуальной терапией
Как показывает наш опыт, большинству депрессивных пациентов, проходящих курс групповой
терапии, требуется то или иное количество индивидуальных терапевтических сессий. В некоторых
случаях групповая терапия является лишь полезной добавкой к индивидуальной терапии. В других
случаях индивидуальные сессии служат необходимой прелюдией для направления пациента в группу. В
ходе предварительной индивидуальной сессии терапевт имеет возможность составить общее
представление о проблемах и личности пациента, выяснить его биографические данные, а также
познакомить пациента с основными понятиями и техниками когнитивной терапии.
В силу различных причин отдельным пациентам и после включения в групповую терапию
необходимы индивидуальные сессии, во время которых пациент может более досконально, чем
позволяет групповой формат, обсудить с терапевтом свои проблемы. Периодические индивидуальные
встречи показаны также тем пациентам, которые нуждаются в особой поддержке терапевта или не
могут обсуждать какую-то проблему в группе из-за боязни огласки конфиденциальных сведений.
При проведении сравнительных исследований эффективности групповой когнитивной терапии и
других терапевтических модальностей мы начинали терапию
с чередования групповых и
индивидуальных сессий. Обычно после четвертой индивидуальной сессии работа с пациентом
продолжалась исключительно в групповом формате (при отсутствии особых показаний для
индивидуальной терапии). В тех исследованиях, где использован исключительно групповой формат
когнитивной терапии (Shaw, 1978), как правило, принимали участие пациенты более молодые и менее
депрессивные, нежели те, с которыми работали мы в нашей клинике.
Проведение курса групповой терапии
Подготовительные интервью
При введении в терапевтическую группу у пациента может обостриться тревога. Многие
пациенты опасаются, что не смогут говорить о своих проблемах на людях, что будут чувствовать себя
неуютно в группе, что остальные члены группы сочтут их неинтересными людьми. Для выявления и
проработки подобных опасений с пациентом проводится подготовительное интервью.
Последовательность и структура групповых сессий
В табл. 5 представлены рекомендуемые последовательность и структура групповых сессий с
указанием подлежащих обсуждению тем и навыков, которые нужно выработать у пациентов за
отведенный период времени. Нетрудно заметить, что в начале терапии акцент делается на
поведенческих вмешательствах, призванных повысить общую активность пациентов (планирование
активности, техника градуированных заданий, мониторинг настроения), однако по мере терапии фокус
внимания все больше смещается на техники выявления, переоценки и проверки автоматических мыслей
и базовых убеждений. Аналогичным образом меняется и цель применяемых в ходе курса когнитивных
стратегий, таких как протоколирование автоматических мыслей или техника реатрибуции. Если в
|