Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 192 
Next page End  

Реакции и интерпретации пациента, безусловно, дают ключ к пониманию его проблем, однако терапевт
всегда должен быть начеку, чтобы уловить и конструктивно использовать эти ошибочные
интерпретации.
2. «Традиционализм», непоследовательность, чрезмерная осторожность. Терапевты-новички
зачастую впадают в одну из двух крайностей. Одни, жаждая поскорее овладеть технической стороной
дела, встают в позу Специалиста и как попугаи повторяют то, что видели и слышали на семинарах,
вместо того чтобы органично интегрировать новое знание. Эти терапевты похожи на роботов; они
говорят штампами и используют, как им кажется, «хитроумные» приемы, которые, однако, легко
разгадываются пациентом, знакомым с материалами по когнитивной терапии. Другие, пользуясь тем,
что когнитивная модель допускает гибкое применение, пытаются «опробовать» все любимые техники и
приемы, не задаваясь вопросом, насколько они подходят данному пациенту в данный момент. Они
хватаются то за одну технику, то за другую, не утруждая себя оценкой их эффективности.
С другой стороны, многие неофиты проявляют чрезмерную осторожность, боятся сделать что-
нибудь «не то» и тем самым расстроить пациента. Поэтому они либо молчат, либо механически
следуют всем предписаниям, регламентирующим процедуру лечения. К счастью, в общей стратегии
когнитивной терапии предусмотрен ряд «страховочных» моментов, как, например, обратная связь с
пациентом, помогающих терапевту убедиться в том, насколько правильно он понят пациентом, и
сгладить непродуктивные реакции, которые могут возникнуть у пациента в ответ на те или иные
техники, предложения или манеру поведения терапевта (главы 3 и 4).
3. Редукционизм и чрезмерно упрощенный подход. Новички склонны видеть в когнитивной
терапии только способ заставить человека осознать и скорректировать свои негативные мысли,
забывая, что этот способ основан на когнитивной теории эмоциональных расстройств. Повторим, что
крайне трудно, если вообще возможно, успешно заниматься когнитивной терапией без понимания ее
теоретических принципов.
Хотя когнитивная модель пытается объяснить очень сложные расстройства с помощью
ограниченного числа понятий, нужно помнить, что каждый пациент представляет специфический
паттерн психопатологии. Не существует универсальной схемы сбора данных и изменения
идиосинкразических паттернов, одинаково применимой ко всем пациентам.
Учитывая, что в нашем терапевтическом руководстве мы переводим техники и принципы
когнитивной терапии на язык конкретных операций, считаем нужным предостеречь новичков от
попыток проведения терапии «по кулинарной книге». Когнитивная терапия представляет холистичный
подход, хотя и подразумевает определенную последовательность ясно очерченных, дискретных шагов.
Поэтому для терапевта важно найти «золотую середину» между чрезмерной конкретностью и
излишними абстрагированием, атомистичностью и глобализмом.
4. Дидактизм и склонность к излишним интерпретациям. Вопросы — одна из важных
составляющих когнитивной терапии. Мало просто указать пациенту на искаженность его восприятия,
на то, что между событием и его эмоциональной реакцией стоит негативная мысль, — такое
вмешательство обычно оказывается малоэффективным. Терапевт должен использовать индуктивный
подход и задавать вопросы, вскрывающие однобокую логику пациента.
Другое преимущество индуктивной процедуры связано с тем, что пациент научается сам
задавать себе вопросы. Он словно «слышит» голос терапевта, спрашивающий его: «На каких фактах
основан этот вывод?», «Какое действие будет наиболее адаптивным сейчас?» Научаясь распознавать и
проверять свои предположения, пациент вырабатывает в себе здоровый эмпиризм, который служит
преградой для формирования нереалистических умозаключений.
Парадоксально, но обнаруживаемая у некоторых терапевтов склонность читать наставления и
излагать пациенту свои собственные заключения относительно его мыслей имеет подчас
положительный эффект. Все дело в том, что в силу «наводящего» характера данного подхода пациент
«продуцирует» факты, поддерживающие выводы терапевта. Тем не менее видимые улучшения в
состоянии пациента, как правило, имеют кратковременный характер, и через некоторое время
наблюдается рецидив болезни.
Безусловно, очень важно просвещать пациента, объяснять ему, как протекает депрессия и как ее
можно победить средствами когнитивной терапии. Однако терапевту необходимо следить за тем, чтобы
пациент не бездумно принимал на веру его объяснения, а критически осмыслял и проверял их на
собственном опыте.
5. «Поверхностный» подход. Неофиты подчас упускают из виду важность выяснения скрытых
смыслов. Коррекция автоматических мыслей пациента — существенный, но не самый важный элемент
Hosted by uCoz