Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 192 
Next page End  

когнитивной терапии. Принципиальное значение имеет обнаружение всей совокупности смыслов,
придаваемых пациентом различным событиям. Зачастую пациент не может точно сформулировать, что
значит для него та или иная ситуация, и терапевту приходится «докапываться» до этих скрытых
значений.
Поясним сказанное следующим примером. Пациент отправил в издательство свою рукопись и
получил отказ, который автоматически рождает у него мысль: «Это провал. Все мои усилия пошли
насмарку. Я никогда не напишу ничего стоящего». Однако если терапевт спросит пациента «Что
означает этот отказ для вас как человека? Как он влияет на ваше будущее? Какие переживания он
рождает у вас?», он, возможно, получит такой ответ: «Это значит, что я ни на что не способен. У меня
никогда ничего не получится. На моей карьере можно поставить крест... Я никогда не буду счастлив».
Работая только с тем материалом, который имеется под рукой, обсуждая только мысли пациента,
терапевт упускает крайне важный момент — скрытый субъективный смысл события. Терапевт должен
помочь пациенту не только сформулировать ожидаемые последствия события, но и исследовать
посылки, определяющие субъективное значение и предвосхищаемые последствия случившегося. Так, в
данном случае пациент исходит из допущений типа: «Единственная неудача пророчит цепь провалов» и
«Я никогда не буду счастлив, если мой труд останется неопубликованным».
По тем же причинам терапевт не может довольствоваться поверхностными объяснениями; ему
необходимо проверять достоверность интроспекции пациента. Невозможно быть уверенным в том, что
ты понимаешь всю гамму переживаний человека, без проникновения в его «феноменальный мир».
Предусмотренная в когнитивной терапии система обратной связи позволяет терапевту проверить
правильность своего восприятия внутреннего мира пациента. Техника партиципаторного переживания
как один из компонентов «эмпатии» подробно обсуждается в главе 8.
6. Негативная реакция на депрессивных пациентов. Лечение депрессии — это трудная,
изматывающая работа. Однако даже в самых тяжелых случаях терапевт не имеет права оценивать
поведение пациента в уничижительных категориях (глава 4). Он должен понимать, что депрессивный
человек может совершенно искренне считать, что психотерапия не в состоянии помочь ему, что его
жизнь крайне тяжела и будущее не сулит ему никаких надежд. Малоопытные терапевты допускают две
распространенные ошибки:
1) перенимают негативные установки пациента в отношении его будущего и ставят крест на
пациенте, полагая, что ему невозможно помочь;
2) навешивают на пациента ярлык «сопротивляющийся» и выискивают бессознательные мотивы
этого «сопротивления» (вместо того, чтобы исследовать когнитивные предпосылки «оппозиционизма»,
нигилизма или скептицизма). Такой подход нередко приводит терапевта к убеждению, что пациент
манипулирует им, и определяет негативное отношение к пациенту. Однако у терапевта есть
возможность занять гораздо более конструктивную позицию и рассматривать скептицизм пациента как
постоянный стимул к применению индуктивного метода исследования его «личной парадигмы» (глава
4).
Одним из лучших противоядий, предохраняющих терапевта от неконструктивного отношения к
пораженческому настроению пациента, является попытка проникновения в его феноменальный мир.
Эмпатия позволяет терапевту понять, что так называемое «сопротивление» пациента есть неизбежное
следствие его способа конструирования реальности.
7. Противопоставление «интеллектуального» инсайта «эмоциональному». Терапевта не должны
вводить в заблуждение заявления пациента типа: «Умом я понимаю, что вы правы, но эмоционально не
могу согласиться с вашей трактовкой». Терапевт должен знать, что, если его трактовка верна, то
пациент, получая эмпирические доказательства ее правомерности, постепенно может интегрировать ее в
свою систему убеждений.
Убеждение человека в отношении каких-то важных для него вещей обычно сопровождается
субъективным ощущением собственной правоты. Человек склонен «верить» этому внутреннему голосу,
даже если он толкает его на ошибочные умозаключения. Таким образом, когда пациент говорит: «Я
согласен с вами — интеллектуально», он тем самым допускает, что терапевт, возможно,
говорит ему
правду, но эта правда не есть его собственная правда. «Истинным» для него является его внутреннее
ощущение, а не разглагольствования терапевта.
Рекомендации, касающиеся терапевтического подхода к проблеме
интеллектуального/эмоционального инсайта, можно найти в главе 14.
Максимизация эффектов когнитивной терапии
Hosted by uCoz