Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 192 
Next page End  

Общие принципы и техники когнитивной терапии будут изложены в последующих главах
данной книги. Пока же ограничимся тем, что в общих чертах определим факторы, способствующие
максимизации мгновенных и долгосрочных эффектов терапии.
1.
Сотрудничество с пациентом. Чем выше степень сотрудничества терапевта и пациента, тем
больше уроков извлекает каждый из них из процесса терапии. Объединение усилий не только питает
атмосферу сотрудничества, но и пробуждает дух поиска, исследования, повышает мотивацию
участников и помогает преодолеть многие трудности, сопряженные с психотерапией.
2. Конструктивное отношение к колебаниям в состоянии пациента. Когда пациент
демонстрирует улучшение, терапевт должен попросить его точно указать, какими методами он добился
этого улучшения. И пациент, и терапевт должны не только предвидеть возможные обострения и
рецидивы, но и «приветствовать» их как ценный источник информации о факторах, усугубляющих
депрессию, и как удобную возможность для пациента попрактиковаться в применении техник
когнитивной терапии. Такой подход представляет философию «Не было бы счастья, да несчастье
помогло». Терапевт не может обольщаться быстрыми улучшениями в состоянии пациента, поскольку
они могут быть результатом действия «неспецифических факторов», таких как отношения «терапевт-
пациент» и ожидания пациента. Задача терапевта — показать пациенту, что он тоже несет
ответственность за свое выздоровление и может научиться самостоятельно преодолевать депрессию.
Роль Дарителя Счастья, несмотря на всю ее привлекательность, в долгосрочной перспективе
оказывается менее эффективной, чем модель серьезных, основанных на сотрудничестве партнерских
отношений.
3. Постоянное самоисследование. Следует побуждать пациента исследовать субъективные
значения событий и в ходе терапии, и особенно по ее окончании. Терапевт совместно с пациентом
должны рассмотреть даже такое событие, как перспектива завершения терапевтического курса.
4. Зависимость научения от состояния пациента и содействие близких. Мы обнаружили, что
пациенты легче научаются анализировать и преодолевать именно «жгучие», животрепещущие
проблемы и трудности. Если депрессивные чувства и сопряженные с ними негативные мысли
отмечаются у пациента непосредственно в ходе терапевтической сессии, терапевту легче научить
пациента способам работы с ними. Поэтому встречу терапевта с пациентом разумно назначить на то
время, когда велика вероятность возникновения проблемной ситуации. Например, чувство одиночества
обостряется у многих пациентов по вечерам и в выходные дни. Иногда решить неожиданно возникшую
проблему помогает беседа по телефону. Вместо того чтобы пытаться втиснуть процесс лечения в
«прокрустово ложе» произвольно назначенных встреч, терапевт или его помощник могут навестить
пациента дома, чтобы помочь справиться с проблемами, возникающими в этой конкретной ситуации
(например, работа по дому или выполнение домашнего задания). Мы обнаружили, что такого рода
визиты зачастую более плодотворны, чем приемы в кабинете врача. В этом отношении наши данные
подтверждают современную концепцию обучения, которая гласит: умения, приобретенные человеком в
конкретном состоянии, будут актуализированы им скорее в этом состоянии, нежели в иных. Так, учить
пациента преодолевать суицидальные импульсы лучше всего тогда, когда он близок к самоубийству.
Поскольку домашние визиты в силу тех или иных причин не всегда возможны или удобны,
можно привлечь к сотрудничеству кого-нибудь из членов семьи или друзей пациента. Обучившись
применению специфических терапевтических стратегий, такой человек может выступать в роли
«наместника» терапевта.
Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии
Общеизвестно, что богатство человеческого опыта определяется разнообразием чувств и эмоций.
Для большинства людей именно чувства или эмоции являются самым несомненным, самым реальным
источником информации о мире. Без вольной игры эмоций мы никогда не познали бы радость
открытия, не испытывали бы волнения при виде любимого человека и смешное не забавляло бы нас.
Лишенные оттенков чувств, которые заставляют нас переживать, мы вели бы механическое
существование как сугубо «церебральные» существа.
В каком-то смысле депрессивный человек подобен «церебральному» существу. Он понимает
смысл шутки, но шутка не вызывает у него веселья. Он описывает привлекательные качества жены или
ребенка, не испытывая при этом ни удовлетворения, ни гордости. Он ест любимое блюдо, слушает
Hosted by uCoz