Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 192 
Next page End  

Опасения пациента в связи с предстоящим окончанием терапии
Преждевременное завершение терапии
Глава 16. Групповая когнитивная терапия в лечении депрессии
Введение
Общие соображения
Клинические соображения
Формальные аспекты
Проведение курса групповой терапии
Примеры типичных терапевтических приемов
Эмпирические исследования эффективности групповой когнитивной терапии
Глава 17. Когнитивная терапия и использование антидепрессантов
Введение
Оценка пациента и диагностика депрессии
Роль когнитивной терапии в повышении приверженности пациента режиму лечения
Приложение
Литература
Эта книга посвящается нашим детям:
Рою, Джудит и Элис Бек, Мэттью Рашу и Стивену Шо
Предисловие
Монография, открывающая новый подход к пониманию и психотерапии депрессии, заслуживает
хотя бы краткого рассказа об истории ее создания.
Данная книга представляет итог многолетней исследовательской и клинической практики. Ее
появление на свет стало возможным благодаря усилиям многих и многих людей
— клиницистов,
исследователей, пациентов. Отдавая должное вкладу отдельных людей, я предполагаю также, что сама
по себе когнитивная терапия есть отражение тех изменений, которые в течение многих лет происходили
в области поведенческих наук и только в последние годы оформились в ведущую тенденцию. Впрочем,
мы пока не можем точно оценить, какую роль сыграла так называемая «когнитивная революция в
психологии» в развитии когнитивной терапии.
Помещая данную книгу в персональную перспективу, я бы отослал читателя к моей ранней
работе «Депрессия» (Depression;
1967), являвшей собой первое приближение к когнитивной модели и
когнитивной терапии депрессии и иных неврозов. Мой следующий труд «Когнитивная терапия и
эмоциональные расстройства» (Cognitive Therapy and the Emotional Disorders), опубликованный в 1976
году, содержал подробное описание когнитивных аберраций, характеризующих каждый из этих
неврозов, детальное изложение общих принципов когнитивной терапии и более стройную схему
когнитивной терапии депрессий.
Мне пока и самому не до конца ясно, откуда берут свое начало мои формулировки, касающиеся
когнитивной терапии депрессии. Оглядываясь назад, я понимаю, что первые догадки сквозили уже в
том начинании, которое я предпринял в 1956 году с целью обоснования некоторых психоаналитических
концептов. Я верил в истинность психоаналитических формулировок, однако испытывал определенное
«сопротивление», вероятно, естественное для академического психолога и психиатра, придающего
столь большое значение эмпирическим данным. Полагая возможным разработать конкретные техники,
я провел серию изыскательских работ, призванных подтвердить правильность психоаналитического
понимания депрессии. Другим, возможно, более веским мотивом было желание понять
психологическую конфигурацию депрессии, чтобы разработать схему краткосрочной психотерапии,
направленной на устранение очаговой психопатологии.
Хотя первые результаты моих эмпирических исследований как будто бы подтверждали
существование психодинамических факторов депрессии, а именно ретрофлективной враждебности,
выражением которой является «потребность в страдании», последующие эксперименты принесли целый
ряд неожиданных открытий, противоречивших данной гипотезе, что подтолкнуло меня к более
критичной оценке психоаналитической теории депрессии, а затем и всей структуры психоанализа. В
конечном итоге я пришел к заключению: депрессивные пациенты вовсе не испытывают «потребности в
Hosted by uCoz