Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 192 
Next page End  

как на прошлой сессии она сказала: «Хотя временами я чувствую себя мышью, я знаю, что у меня
сердце льва». Эта фраза не только воскресила в пациентке чувства и установки, необходимые для
продолжения борьбы, но и показала ей, что терапевт верит в нее.
Терапевтическое сотрудничество
Получение исходных данных
Процесс терапии начинается с того, что терапевт пытается побудить пациента к сотрудничеству,
то есть сформировать терапевтический альянс с пациентом. В отличие от «поддерживающих» и
«отношенческих» видов терапии, где терапевтические отношения играют роль инструмента для
смягчения страданий пациента, в когнитивной терапии они рассматриваются как способ объединения
усилий терапевта и пациента для достижения конкретных целей. В этом смысле терапевт и пациент
являют собой «команду». Исходная точка для их сотрудничества — это общий интерес к мыслям,
чувствам, желаниям и поведению пациента. Вместе они пытаются определить, что и как думает
пациент, на чем основаны его мысли, какие выгоды извлекает пациент и что он теряет в результате
своего мышления. Уникальный вклад пациента заключается в том, что он предоставляет исходные
данные для исследования, а именно сообщает терапевту о своих мыслях, чувствах и желаниях. Задача
терапевта — направлять пациента, подсказывая ему, какие данные необходимы и как их можно
использовать в терапевтических целях.
Каждая ступень терапии используется для развития и углубления сотрудничества. Сначала
пациент, побуждаемый и ведомый терапевтом, научается распознавать и регистрировать свои
автоматические негативные интерпретации. Затем терапевт и пациент приступают к анализу этих
данных, чтобы выявить конкретные паттерны автоматического мышления. Какого рода события обычно
вызывают у пациента негативные мысли? Насколько уверен пациент в том, что эти мысли точно
описывают реальное событие? Какие логические ошибки совершает пациент, делая выводы о самом
себе, своем будущем и окружающем мире? Может быть, он придает чрезмерное значение
отрицательным фактам и игнорирует позитивные факты? Каково содержание его мыслей и
представлений, не прослеживаются ли там повторяющиеся темы (может быть, пациент постоянно
оценивает свою компетентность или реакцию других людей на свои поступки)?
Подтверждение интроспективных данных
Терапевт учит пациента объективно анализировать и оценивать собственные мысли. Мысли (или
когнитивные образования) пациента выступают как психологические события, которые могут быть
более или менее правдивым отражением реальных событий и ситуаций. Терапевт и пациент совместно
определяют, в какой мере выводы и заключения пациента соответствуют наблюдениям и заключениям
других, незаинтересованных, лиц, то есть осуществляют проверку реальностью. Терапевт задает
вопросы, с тем чтобы установить, не придает ли пациент идиосинкразического значения определенным
событиям.
Зачастую эти идиосинкразические депрессивные образования имеют стереотипный характер и
содержат повторяющиеся темы, такие как «Я ни к чему не способен» или «Моя жизнь не удалась».
Выявив эти темы, терапевт тактично подводит пациента к их осознанию. Вместе они пытаются
определить, из каких базовых предпосылок исходит пациент (например: «Пока я не достигну во всем
совершенства, я — неудачник»). Таким образом пациент научается идентифицировать свои базовые
установки и проверять их обоснованность.
Исследование предубеждений
Проверка обоснованности предубеждений требует совместных усилий терапевта и пациента.
Терапевт просит пациента вспомнить конкретные факты, подтверждающие правомочность этих
предубеждений, а также факты, которые опровергали бы их. Терапевт может также попросить пациента
попробовать оценить других людей исходя из имеющихся у него убеждений, чтобы понять, насколько
последователен пациент в своих принципах. При обсуждении установок пациента нельзя наклеивать на
них оскорбительные ярлыки или отмахиваться от тех или иных предубеждений как «явно алогичных»
или «совершенно нелепых». Терапевт должен действовать мягко, тактично, сохраняя при этом
Hosted by uCoz