Для терапевта наличие раппорта означает возможность открыто выразить свои беспокойство и
заботу о пациенте. Зная, что они с пациентом настроены на одну и ту же волну, терапевт не боится, что
его спонтанные высказывания и реакции получат неверное истолкование.
Свободное выражение чувств пациентом, безусловно, облегчает процесс установления раппорта
и помогает терапевту почувствовать эмпатию. Гораздо легче эмпатизировать пациенту, когда тот
открыто проявляет свои чувства, нежели когда терапевту приходится «выпытывать» его из них.
Разумное выражение теплых чувств к пациенту, безусловно, имеет терапевтический эффект.
Мало того, иногда терапевту полезно признаться в своих «негативных» чувствах, таких как
разочарование, обида, раздражение. Однако, имея дело с депрессивным пациентом, терапевт обязан
соблюдать некоторую осторожность. Нужно понимать, что пациент может неверно истолковать
искренность терапевта. В силу своей склонности к искажениям и преувеличениям депрессивные
пациенты нередко воспринимают позитивные чувства терапевта как проявление неискренности либо
видят в них призыв к любовным или сексуальным отношениям. Точно так же излишне откровенный
рассказ терапевта о собственных проблемах может усугубить пессимистический настрой пациента («Он
слишком слаб, чтобы помочь мне»).
Не существует готового рецепта для установления раппорта с пациентом. В работе с одним
пациентом эффективным оказывается один стиль поведения (например, серьезность, отстраненность
терапевта), тогда как другой хорошо реагирует на противоположный стиль (например, на
дружелюбную, теплую, «опережающую» манеру поведения терапевта).
В тех случаях, когда терапевту удается установить раппорт, он чувствует, что его замечания и
комментарии вызывают отклик у пациента. Пациент расслаблен, открыт, он сообщает о своем согласии
или кивает в ответ на высказывания терапевта, словом, весь его вид говорит о заинтересованности и
участии.
Раппорт это не только показатель, но и один из факторов сотрудничества терапевта с
пациентом. Например, его можно использовать для обучения пациента адаптивным поведенческим
реакциям. При наличии раппорта терапевт становится своего рода примером для пациента. Пациент,
испытывающий доверие к терапевту, заинтересован в продолжении лечения и выполнении конкретных
терапевтических процедур (например, домашних заданий). Раппорт стимулирует пациента к
свободному самовыражению. Негативные мысли и чувства, способные заставить пациента прервать
терапию, скорее выплывут на поверхность, если пациент доверяет терапевту.
Что в поведении терапевта способствует установлению и поддержанию раппорта? Ко многим
вещам терапевты приходят «естественным путем», не прилагая к тому сознательных усилий. Некоторые
качества и реакции требуют воспитания и осознанного использования. Хорошей основой для
построения раппорта является элементарная вежливость: не следует заставлять пациента ждать, нужно
помнить важные факты из его жизни, нужно тепло встречать пациента. Во время встречи терапевт
должен поддерживать визуальный контакт к пациентом, следить за содержанием его рассказа, понимать
и отражать его чувства, тактично формулировать свои вопросы и комментарии.
Немаловажную роль играют внешний вид, манеры, мимика терапевта. Самое лучшее
сохранять теплый нейтралитет и профессионализм. Терапевт должен чувствовать, когда ему следует
говорить, а когда лучше помолчать. Очевидно, что манера постоянно перебивать пациента не
способствует установлению раппорта. Но если терапевт все время молчит, никак не направляет рассказ
пациента, позволяя ему перескакивать с одного на другое, у пациента может возникнуть тревога,
которая ослабит раппорт. Терапевту нужно следить за своим голосом, чтобы он звучал мягко и
ненавязчиво. Важен также выбор слов и определений (лучше говорить, например, о «непродуктивных
идеях», чем о «невротическом», «болезненном» или «иррациональном» мышлении).
Собственный образ мыслей и установки терапевта тоже имеют определенное значение.
Некоторые терапевты испытывают досаду и злость, когда пациент ведет себя пассивно или, как им
кажется, «сопротивляется» лечению. Ясно, что такое отношение генерирует у пациента негативные
чувства и подрывает раппорт.
На начальной стадии терапевту необходимо выяснить ожидания пациента в отношении терапии
и информировать пациента о предстоящем терапевтическом процессе. Так, мы советуем обсудить с
пациентом длительность лечения, частоту и продолжительность сессий, задачи каждого этапа и
возможность чередования «черных» и «светлых» дней.
Укреплению раппорта помогает отражение чувств пациента в форме резюме, аналогии или
метафоры. Например, одна пациентка, чувствовавшая себя вполне удовлетворительно, пережила
рецидив и, придя на прием, поведала терапевту о своих суицидальных мыслях. Терапевт напомнил ей,
|