обязанности». Круг этих «обязанностей» был широк от уборки по дому до сексуальной близости с
мужем. Пациентка была убеждена, что муж непременно бросит ее, если она не «расправится» со своей
депрессией. Терапевт объяснил, что мгновенная «расправа» невозможна, что только доскональное
исследование собственного мышления и тщательный самоанализ помогут ей преодолеть депрессию.
Любопытно, что это замечание терапевта вызвало явное облегчение у пациентки. В глубине души она
«знала», что не может переродиться за ночь, но в угоду ожиданиям мужа предъявляла повышенные
требования к себе. В ходе этой сессии пациентка пожаловалась на нарушения сна (ей было трудно
заснуть по вечерам). По-видимому, эти нарушения явились результатом того, что пациентка постоянно
ругала себя за отсутствие сексуального влечения и «утрату любви» к мужу.
Домашнее задание
- «Кровать для сна». Если не удается заснуть в течение 15 минут, встать и заняться чем-
нибудь, дабы отвлечься от неприятных мыслей.
- Продолжать записывать мысли. Перечислить свои обязанности.
Сессия 6 (BDI = 29); Сессия 7 (BDI = 26); Сессия 8 (BDI = 26)
План
- Обсудить с пациенткой ее мысли, а также требования, которые она предъявляет к самой себе.
- Продемонстрировать разницу между «должно» и «хочу».
В ходе этих трех сессий терапевт пытался выяснить, какие требования пациентка предъявляет к
самой себе. На прошлых сессиях пациентка сумела понять, что ее самобичевание и чувство
безысходности напрямую связаны с тем, что она постоянно сравнивает себя с идеальным образом
матери, жены, человека.
Пациентка перебирала в уме все некогда совершенные ею ошибки, игнорируя при этом свои
достижения. Эта крайняя избирательность проявлялась и в том, как она воспринимала и
интерпретировала поведение мужа. Терапевт побеседовал с ее мужем и выяснил, что тот неоднократно
пытался выказать жене свою любовь и расположение, но тем самым только вызывал у нее слезы и
чувство вины. После обсуждения конкретных фактов пациентка начала понимать, что ее негативные
идеи не отражают, а извращают действительность и потому подлежат переосмыслению.
Терапевту стоило огромных трудов подтолкнуть пациентку к постановке более или менее
реалистических целей. Пациентка была склонна оперировать глобальными категориями и видела свою
задачу в том, чтобы стать «хорошей матерью», «хорошей женой», не уточняя, какой смысл она
вкладывает в эти понятия. Когда терапевт подвел ее к необходимости изменения поведения, в частности
посоветовал, чтобы она сообщала мужу о своих желаниях, например о желании переложить на него
часть домашних обязанностей, ее первой реакцией было: «Я не смогу». Однако в ходе ролевых игр она
с удивлением обнаружила, что может изменить свое поведение. Первоначально она испытала
удовольствие, но впоследствии, как и ожидалось, стала обесценивать свои достижения («Подумаешь!
Что в этом особенного?»). Добиваясь в очередной раз успеха, она начинала думать о других
«неразрешимых» проблемах.
Терапевт обратил внимание пациентки на этот «безвыигрышный» когнитивный настрой и
потратил немало времени, обсуждая пораженческий характер ее мышления. Пациентка осознала в
частности, что она сначала жестоко критикует себя за неумелость, а затем, добившись успеха в чем-
либо, начинает ругать себя за то, что не проявляла прежде должной старательности. Осознание
когнитивных ошибок привело к ослаблению депрессивной симптоматики. Ее близкие отметили, что она
стала более решительной и уверенной в себе, и это наблюдение укрепило ее усилия. Обратной стороной
медали явилось то, что пациентка стала испытывать тревогу, когда муж положительно оценивал
происходящие с ней изменения, факт, оставшийся без объяснения на данной стадии терапии.
Домашнее задание
- Выявлять когнитивные ошибки и искать альтернативные объяснения, отличные от
автоматических интерпретаций.
Сессия 9 (BDI = 23); Сессия 10 (BDI = 22); Сессия 11 (BDI = 30)
План
- Преодоление склонности к самобичеванию и выработка конструктивных подходов к
проблемам.
- Смещение акцента с «должна» на «хочу».
Пациентка рассказала о множестве ситуаций, в которых она склонна критиковать себя.
|