Некоторые из этих ситуаций были связаны с ее отношением к мужу и детям, другие с выполнением
ею семейных обязанностей. Например, пациентке было трудно готовить полноценные обеды для семьи
и она частенько пользовалась замороженными полуфабрикатами. Если прежде она просто ругала себя
за это, то теперь, сделав над собой усилие, начала готовить основные блюда и в конце концов добилась
значительных успехов в этом деле.
Предметом обсуждения стало также чрезмерно критичное отношение пациентки к
приготовленным ею блюдам: во время семейных обедов она постоянно ругала себя и извинялась перед
домочадцами за неудавшееся блюдо. Дети и муж обычно возражали ей («Они пытаются меня
утешить»), но подчас и сами отпускали критические замечания. Пациентка отметила, что именно во
время обедов с семьей она испытывает наибольшие огорчения. По сути, это была «безвыигрышная»
ситуация. В ходе терапии перед пациенткой была поставлена задача воздерживаться от самокритики и
оценивать не свои способности или личностные качества, а свои старания.
Терапевтические усилия были сконцентрированы также на том, чтобы побудить пациентку
осознать свои собственные желания и потребности. В ходе обсуждения были проработаны такие темы,
как ассертивное поведение («Им не понравится, если я дам волю своим чувствам»), умение
распоряжаться своим временем («Я обслуживаю всю семью, и никто из них не помогает мне») и планы
на будущее («Мне нравилось работать в магазине, но сейчас я вряд ли смогла бы работать там»). Из
приведенных высказываний очевидно, что преодоление дисфункциональных идей потребовало
значительных усилий и от терапевта, и от самой пациентки. Примечательно, что на вопрос терапевта
«Какова будет ваша первая мысль, если кто-то не согласится с вашими идеями?» пациентка ответила:
«Я подумаю, что я плохая и поэтому с моим мнением не считаются».
Сессия 12 (BDI = 15); Сессия 13 (BDI = 20); Сессия 14 (BDI = 17); Сессия 15 (BDI = 17)
План
- Продолжить анализ самокритичных реакций пациентки, чтобы высветить ее базовые установки.
(К этому моменту пациентка была готова более или менее объективно оценить природу своей
нереалистической самооценки и других депрессивных реакций.)
Пациентка поверила, что сможет контролировать свою депрессию, если преодолеет склонность к
самобичеванию. Когда она смогла объективно оценивать свою домашнюю ситуацию, она поняла, что ее
самокритика зачастую бывает вызвана ожиданием критики от мужа. В прошлом муж действительно
нередко ругал ее, если у нее не получалось «навести чистоту» в доме или приготовить его любимое
блюдо. Поэтому, чтобы предотвратить его недовольство и критику, она начинала сама критиковать
себя.
Пациентка никогда не говорила мужу о своих желаниях и потребностях. Она перестала называть
себя «обузой» и «плохой матерью», поняв, что, навешивая на себя эти ярлыки, только усугубляет свою
тоску и чувство вины. Даже когда ей удавалось соответствовать собственным ожиданиям, основанным
на перфекционистских стандартах, она не испытывала удовлетворения. По мере того как терапевт все
больше концентрировался на ее ожиданиях и последствиях этих ожиданий, она начала осознавать, что
многие из домашних обязанностей на самом деле противны ей и что она заслуживает похвалы, когда у
нее получается справиться с ними. И заслуга ее не в том, что она делала работу, которую «должна»
была делать, а в том, что соглашалась выполнять нелюбимую работу. Базовое предубеждение, из
которого исходила пациентка, звучит примерно так: «Люди будут осуждать меня, если я не смогу
соответствовать их ожиданиям». Поэтому она делала то, что должна была делать, ругала себя за
неумелость, полагая, что и другие осуждают ее, и постоянно отказывала себе в удовольствиях, стремясь
удовлетворить потребности окружающих.
На этой стадии терапии пациентка начала осознавать, что растаптывает свои интересы, стараясь
все время угодить близким, и задалась вопросом что случится, если она будет руководствоваться
своими желаниями, а не пресловутыми «нужно» и «дОлжно»? Ясно, что эта мысль не могла не вызвать
у нее тревоги. Пациентка опасалась, например, что превратится в эгоистку, думающую только о
собственных интересах. Но она уже поняла, что осознание своих желаний благотворно само по себе. В
этот период в ее жизни были случаи, когда она, вполне осознавая свои желания, поступалась ими и
делала то, чего хотел от нее муж, находя такой компромисс весьма приятным.
Домашнее задание
- Составить список желаний, особенно связанных с планами на будущее.
Сессия 16 (BDI = 22); Сессия 17 (BDI = 18); Сессия 18 (BDI = 12); Сессия 19 (BDI = 14)
|