удовольствия, сопряженного с различными занятиями, вызывает эффект «сенсибилизации»: человек
становится более чувствительным к ощущению удовольствия и начинает чаще испытывать приятные
чувства. Такого рода переживания помогают опровергнуть убеждение, что он не способен испытывать
удовлетворение.
Если пациент не может самостоятельно распланировать свой день, терапевт напоминает
пациенту, на что он сетовал и что не удавалось ему сделать в последнее время (это могут быть
домашние дела, походы по магазинам, оплата счетов и т. д.). Наметив конкретное занятие, они
выбирают время и вносят соответствующую запись в ежедневник (например, в понедельник и среду с
10 до 11 утра уборка дома; во вторник с 10 до 11 утра покупка продуктов). После этого они во
всех деталях обсуждают, как будут осуществляться эти планы, и здесь им может помочь «когнитивная
репетиция» (техника представлена в специальном разделе). Особо оговаривается, что пациент,
занимаясь намеченными делами, будет следить за своими мыслями и записывать все возникающие у
него негативные идеи.
Ниже мы приводим примеры гибкого применения данной техники.
Депрессивный пациент, 42-летний безработный мужчина, жаловался на инерцию, на то, что он
«не может ничего делать». На одной из сессий он уточнил, что ему особенно трудно решить, за какое
дело следует взяться в первую очередь, ибо, как он сказал, у него «масса дел по дому». Терапевт решил
применить технику планирования и предложил пациенту составить «разумный» распорядок дня,
включающий и самые элементарные, и более сложные задания. Он объяснил, что эти задания не в коей
мере не являются «обязательными к выполнению», что их следует воспринимать только как
руководства к действию. Пациент испытал явное облегчение, поняв, что никто не ждет от него жесткого
следования плану, и согласился попробовать.
Распорядок дня включал такие пункты, как подъем, умывание, приготовление завтрака, чтение
объявлений о вакансиях в газетах, стрижка газона (в данном случае подчеркивалось, что важно начать
это делать), подготовка резюме для работодателей и просмотр телепередач. На следующей сессии
пациент сообщил, что составленный план оказался чрезвычайно полезным, так как помог разбить день
на дискретные части. С этого момента он начал самостоятельно планировать свои дни и, помня о том,
что утро для него самое тяжелое время, взял за правило ежедневно по вечерам составлять распорядок
следующего дня.
48-летняя депрессивная пациентка, мать пятерых детей, жаловалась: «Я не в состоянии покупать
еду для семьи. Я не могу распланировать семейное меню наперед». Она обосновывала свою
несостоятельность следующими аргументами: 1) «Мои дети ужасно привередливы в еде. Я не могу
учитывать вкусы и предпочтения каждого»; 2) «Я никогда не знаю, во сколько вернется муж, и поэтому
не знаю, что купить»; 3) «Я прихожу в магазин и забываю, что я хотела купить».
Терапевт. Почему бы вам не попробовать сделать покупки на день вперед?
Пациентка. Но я всегда покупала продукты на месяц вперед.
Т. Да, я согласен, это более рациональный подход. Но тогда вы были здоровы и вам давалось это
без труда. Сейчас же вы должны ставить перед собой более простые задачи.
П. Да, вы правы. Я понимаю.
Т. Давайте отведем один час на магазины. В какое время вам удобнее ходить в магазин?
П. С одиннадцати до двенадцати.
Т. Хорошо. Значит, отметим, что с одиннадцати до двенадцати вы занимаетесь покупками. И
здесь мы имеем три проблемы. Первая вы забываете, что вам нужно купить, вторая то, что у
каждого члена семьи свои предпочтения, и третья вы не знаете, на сколько человек готовить обед.
Так?
П. Да.
Т. Начнем с первой проблемы. Как вы решаете ее?
П. Я пытаюсь составить список.
Т. Итак, первое, что вы должны будете делать, это ежедневно составлять список необходимых
продуктов.
П. Да.
Т. Хорошо, перейдем к следующей проблеме. Есть ли что-то, что нравилось бы всем вашим
детям?
П. Да. Гамбургеры, прессованный творог, салаты. Но мне опротивело готовить эти блюда.
Т. Давайте не будем смешивать проблемы. Изменение рациона питания это одна проблема, а
покупки другая. Мы говорим пока о том, как вам делать покупки. О других проблемах мы поговорим
|