позже, когда будем готовы к этому. (Примечание. Терапевт пока не поднимает вопрос о том, что
пациентка возможно, из желания быть хорошей матерью потакает всем прихотям своих детей. Эта
идея стала предметом обсуждения позже, когда депрессия пошла на убыль.)
П. Ладно. Я могу обходиться гамбургерами и салатами.
Т. Отлично. Перейдем к следующему пункту. Поскольку каждый день вы будете покупать одни и
те же продукты, совершенно не важно, сколько человек соберется за обедом. Если вдруг ваш муж не
будет обедать дома, вы сможете таким образом сэкономить что-то для следующего дня.
П. (Улыбается.) Да, верно.
Т. Итак, мы решили, что вы ежедневно с 11 до 12 занимаетесь покупками, заранее составив
список продуктов. Обязательно отмечайте в вашем ежедневнике, что вы делали в этот час, и если во
время посещения магазина у вас возникнут какие-либо негативные мысли, запишите их.
Оценка мастерства и удовольствия
Многие депрессивные пациенты, даже поддерживая достаточно деятельный образ жизни, не
получают удовлетворения от своих занятий. Эту неспособность получать удовольствие от деятельности
можно объяснить следующими причинами: а) человек пытается заниматься делами, которые никогда не
доставляли ему удовольствия; б) доминирующие в сознании негативные идеи берут верх над
потенциальным чувством удовольствия; в) крайняя избирательность восприятия и мышления делают
депрессивного человека невнимательным к ощущению удовольствия.
В первом случае пациенты взваливают на себя изначально не слишком приятную работу,
например работу по дому, и в результате, даже успешно справившись с ней, не испытывают
удовлетворения. Пациент либо отвергает занятия, доставляющие ему удовольствие, либо не может
вспомнить, от чего он прежде получал удовольствие. Перед терапевтом стоит задача выяснить, почему
пациент не занимается приятными для него делами. Типичное объяснение, которое часто слышишь от
депрессивных пациентов, звучит так: «Я не заслуживаю удовольствий, потому что не делаю ничего
полезного». Чтобы преодолеть подобный образ мыслей, терапевт должен объяснить, что чувство
удовольствия помогает человеку, хотя бы даже временно, повысить свое настроение.
Специальные опросники (Reinforcement Survey Schedule,
Cautela, Kastenbaum, 1967; Pleasant
Events Schedule,
MacPhillamy, Lewinsohn, 1971) позволяют терапевту оценить, какие занятия способны
доставить удовольствие пациенту. Выбрав какое-либо потенциально приятное занятие, терапевт просит
пациента ежедневно в течение определенного периода заниматься этим делом и отмечать все изменения
в настроении. Если в распорядок дня включены различные занятия, полезно попросить пациента
оценить каждое занятие с точки зрения мастерства (М) и удовольствия (У) (см. раздел о составлении
распорядка дня). Понятием «мастерство» мы обозначаем чувство удовлетворенности собственными
результатами, а под «удовольствием» подразумеваем любые приятные чувства, сопряженные с
конкретной формой активности. Степень мастерства и удовольствия может быть оценена по
пятибалльной шкале: оценка «0» означает, что занятие не доставило пациенту никакого удовлетворения
(удовольствия), а оценка «5» означает максимальную степень удовлетворения (удовольствия).
Используя данную шкалу, пациент научается распознавать свои небольшие достижения и становится
более внимательным к ощущению удовольствия. Эта техника позволяет преодолеть категоричность
мышления пациента, склонность оценивать ситуацию по принципу «все или ничего».
Очень важно правильно объяснить пациенту понятия мастерства и удовольствия. «Мастерство»
не обязательно связано со степенью сложности или стопроцентным выполнением задания. Многие
пациенты, оценивая степень мастерства, сравнивают качество своего нынешнего исполнения со своими
прошлыми достижениями. Пациент может, например, заявить: «Тоже мне дело позвонить приятелю!
Раньше я делал за день по десятку звонков и не придавал этому никакого значения». Или: «Что с того,
что я что-то поделал по дому? Это естественно. Я должен это делать». Терапевт объясняет пациенту,
что при оценке степени мастерства он должен исходить из своего нынешнего состояния, а не из
идеальных представлений, что в депрессии даже самые простые дела подчас кажутся человеку
«непосильной ношей» и поэтому даже маленький шажок в направлении цели следует считать
достижением.
Понятие удовольствия включает такие чувства, как радость, наслаждение, веселье, интерес.
Мастерство и удовольствие могут выступать как самостоятельные, не зависящие друг от друга
категории. Даже если пациент не испытывает никакого удовольствия от занятия, нужно побуждать его к
объективной оценке уровня собственного мастерства. Нередко оценка «О» по шкале удовольствия или
|