расстроится. Или рассердится на детей, оставивших окно открытым.
Т. И что он предпримет?
П. Наверное, пойдет и посмотрит, в чем дело. В полицию он, конечно, звонить не будет.
Т. Итак, как мы убедились на этом примере, одна и та же ситуация допускает различные
толкования. И от того, как человек интерпретирует ситуацию, зависят его чувства и поведение.
Такого рода зарисовки позволяют пациенту исследовать свои мысли и чувства,
дистанцировавшись от собственных проблем. Однако невозможно заранее определить, насколько
эффективной окажется та или иная зарисовка в каждом конкретном случае. Терапевт должен
опробовать различные примеры и должен быть готов к построению новых моделей, основанных на
опыте самого пациента.
Взаимосвязь между мышлением и аффектом может быть продемонстрирована и с помощью
техники «искусственно вызванных образов». Терапевт просит пациента представить какую-нибудь
неприятную ситуацию. Если неприятный образ сопровождается отрицательной эмоцией, терапевт
расспрашивает пациента о содержании его мыслей. Затем он просит пациента вызвать в воображении
какую-нибудь приятную сцену и описать свои чувства. Обычно пациентам не составляет труда понять,
что человек может управлять своим настроением, изменив содержание своих мыслей. Эта техника
показана при мягких депрессивных расстройствах.
Когниции и недавние переживания
Чтобы побудить пациента осознать свои когниции, подчас бывает достаточно расспросить его о
недавних переживаниях, например о мыслях, посещавших его перед первым терапевтическим сеансом.
Многие пациенты признаются, что думали о терапевте, предстоящем лечении и возможных результатах
терапии. Если эти мысли имели негативный оттенок, терапевт обозначает их термином «автоматические
мысли» (когниции).
Выявив подобные переживания, терапевт получает возможность скорректировать ошибочные
представления пациента о предстоящем лечении. Так, одна из пациенток в ответ на вопрос, о чем она
думала, сидя в приемной, призналась, что ее мучила мысль о том, что она не вынесет столь долгой
терапии. Пациентка была информирована об общей продолжительности курса когнитивной терапии
(еженедельные часовые сессии на протяжении 12-14 недель), однако эта информация шла вразрез со
сведениями, полученными от другого консультанта, который сказал, что ей потребуется пройти двух-
или трехгодичный курс терапии с тремя сессиями в неделю. На самом деле пациентка не поняла того,
что консультант имел в виду совершенно иную терапевтическую систему (психоанализ),
преследующую совершенно иные цели («полная перестройка личности»). Когда пациентка уяснила
разницу между когнитивной и психоаналитической терапией, ее страхи сменились более уместными
сомнениями («Будет ли эта терапия успешной?», «А вдруг мне не станет лучше?» и т. п.).
Выявление автоматических мыслей
После того как пациент уяснит значение термина «когниция» и осознает наличие
автоматических мыслей и образов, терапевт и пациент переходят к следующему этапу выявлению
дисфункциональных когниций.
Как именно будут выявлены эти когниции, зависит от содержания исследуемой проблемы.
Обычно пациенту поручается «отлавливать» и записывать все возникающие у него негативные мысли и
образы. Наибольшая точность воспроизведения достигается в том случае, если пациент записывает
каждую мысль сразу после ее возникновения. Однако на практике это не всегда возможно. Поэтому
терапевт просит пациента выделять ежевечерне по 15 минут на то, чтобы проиграть в уме события
прошедшего дня и вспомнить ассоциированные с ними мысли и переживания. Пациент должен как
можно более точно воспроизвести свои мысли, используя не косвенную, а прямую речь. Так, например,
вместо утверждения: «Я подумал, что мне никогда не стать хорошим инженером» он должен записать:
«Мне никогда не стать хорошим инженером».
Другой способ сбора когниций основан на выявлении средовых событий, ассоциированных с
депрессией. Проиллюстрируем применение этого метода на конкретном примере. Пациентка, 31 год,
мать троих детей, сказала, что «самое тяжелое время» для нее это утро, с 7 до 9 часов, когда она
поднимает детей и кормит их завтраком. Женщина не могла объяснить этот факт, пока не начала
записывать свои мысли. Она обнаружила, что, общаясь утром с детьми, она постоянно сравнивает себя
|