со своей матерью, которая, по ее воспоминаниям, всегда была не в духе по утрам. Если дети вели себя
плохо или приставали к ней с разными просьбами, она говорила себе: «Не злись, иначе ты навсегда
оттолкнешь их от себя». Она старалась не обращать внимания на выходки и капризы детей, однако
частенько «взрывалась», и после этого ее терзала мысль: «Я еще хуже, чем моя мать. Я не в состоянии
позаботиться о собственных детях. Для них будет лучше, если я умру». Еще более угнетающе
действовали на пациентку ее негативные детские воспоминания: «Помню, как мать шлепала меня, когда
я капризничала». Осознание этих когниций открыло дорогу для плодотворного обсуждения проблем
пациентки, в частности ее убеждения о недопустимости проявления гнева при общении с детьми.
Депрессивные когниции могут быть идентифицированы и в результате конфронтации пациента с
неприятными средовыми стимулами. Пациентка, 49 лет, потерявшая два года назад сына (тот покончил
с собой), винила себя в его смерти. Очень многие предметы и ситуации (вид гитары, прослушивание
музыки, посещение выставки) напоминали ей о сыне и вызывали наплыв тягостных мыслей и чувства
вины. Она старалась избегать ситуаций, способных всколыхнуть эти воспоминания, и тем самым
лишала себя возможности осознать свои депрессогенные мысли. Терапевт предложил пациентке
посетить местную художественную галерею и записать все мысли, которые возникнут у нее во время
просмотра картин. В результате обнаружилось, что все ее мысли имеют самообвинительный характер.
Женщина постоянно ругала себя за то, что «не находила времени выслушать сына», за неспособность
разорвать несчастливый брак и «родительскую некомпетентность». В результате последующего
обсуждения с терапевтом пациентка пришла к выводу, что ее самообвинения безосновательны.
Другой эффективный прием сводится к тому, что пациента просят записать мысли,
вращающиеся вокруг какой-либо темы. 22-летняя пациентка, студентка колледжа, шестую неделю
проходила курс когнитивной терапии в связи с депрессией, когда терапевт объяснил ей необходимость
отмены очередной сессии.
Пациентка. Ладно. Я поняла у вас встреча. (Пауза.) Знаете, наверное, я должна сказать вам. Я
ведь подумала, что вы хотите отделаться от меня.
Терапевт. Что дало вам основания так думать?
П. Не знаю. Я просто подумала, что если бы вы захотели, то, наверное, могли бы выкроить
время, чтобы повидаться со мной. Но я ведь даже не знаю, будете ли вы в городе.
Терапевт попросил пациентку обратить внимание на мысли, вращающиеся вокруг темы
«отвержения». На следующей сессии пациентка сказала, что за прошедшую неделю такие мысли
посещали ее 27 раз. Терапевт выяснил, как пациентка понимает «отвержение», и обсудил с ней ее
ожидания в отношении окружающих (пациентка бессознательно полагала, что другие должны все время
жертвовать ради нее собственными интересами).
Как видите, задача выявления депрессогенных когниций пациента может быть решена с
помощью различных методов. Научившись определять эти когниции, пациент совместно с терапевтом
приступает к исследованию источников депрессии.
Исследование автоматических мыслей и проверка реальностью
Побуждая пациента проверять достоверность и обоснованность своих идей, терапевт далек от
того, чтобы вселять в пациента фальшивый оптимизм, он лишь подталкивает его к более точному
восприятию и анализу происходящих событий. Несмотря на то что депрессивный человек
действительно видит мир в мрачном свете, терапевт должен быть осторожен в своих выводах, ибо
далеко не все пессимистические или нигилистические суждения пациента являются
безосновательными. Любая идея должна быть исследована и проверена с применением общепринятых
стандартов логического мышления.
Юная пациентка была убеждена, что колледж, в который она отправила свои документы,
откажет ей в зачислении. Тщательное исследование фактов показало, что убежденность девушки не
имеет под собой реальных оснований.
Терапевт. Почему вы считаете, что вас не примут в этот университет?
Пациентка. Потому что мои оценки не так уж высоки.
Т. Какова ваша средняя оценка?
П. Где-то между «А» и «В».
Т. Каких больше «А» или «В»?
П. В основном «А», но в последнем семестре я показала ужасные результаты.
Т. И какими же были ваши оценки в последнем семестре?
|