как чудовище превращается в ягненка.
Как и в случае других негативных аффектов, терапевт должен выяснить, какие аспекты ситуации
вызывают страх или тревогу у пациента. Мало констатировать у пациента «самолетобоязнь» или
«школьную фобию» подобные категории, будучи слишком расплывчатыми, неприемлемы в терапии.
Иногда, чтобы выявить основной страх, полезно попросить пациента во всех деталях описать
пугающую ситуацию. Например, пациента, владельца магазина, пугала предстоящая поездка в Нью-
Йорк за товаром. В результате расспросов обнаружилось, что мужчина боялся сказать «нет» продавцам.
Точное определение проблемы позволило выбрать адекватный метод для ее решения (ролевую игру).
В некоторых случаях бывает необходимо повысить толерантность пациента к тревоге. Если
человек все время избегает тревожных ситуаций, у него нет возможности убедиться в необоснованности
своих негативных мыслей и ожиданий.
Мотивационные симптомы
Утрата позитивной мотивации и уклонение от активности
Депрессия характеризуется значительным снижением мотивации. В глубокой депрессии пациент
не может заставить себя выполнить даже простейшее задание. Он знает, что ему нужно сделать то-то и
то-то, но не имеет желания или не видит стимула к выполнению своих обязанностей. Обычно пациента
сковывает убежденность в том, что он не справится с заданием или не получит удовлетворения от
деятельности. Утрата позитивной мотивации, как правило, сопровождается настойчивым стремлением
уклониться от конструктивной деятельности, которое со всей очевидностью обнаруживается в
негативном отношении пациента к домашним заданиям (см. главу 13).
Описанные в предыдущих главах когнитивные и поведенческие техники могут быть
использованы и для того, чтобы помочь пациенту преодолеть эти мотивационные преграды. Общая
стратегия заключается в том, чтобы побудить пациента попробовать заняться тем, от чего он
настойчиво уклоняется. В результате такого рода «экспериментов» пациент корригирует свои
ошибочные представления и приобретает опыт успешной деятельности. Ясно, что успех может служить
мощным стимулом к активности. Если человек видит, что он в состоянии контролировать один аспект
своей жизни, у него возникает желание расширить сферу самоконтроля.
В наиболее тяжелых случаях, когда мотивационные проблемы приобретают крайнюю
выраженность, может оказаться полезным метод, разработанный Лоу и его коллегами (Low, 1950). Суть
метода в том, что пациент директивным образом приводит в движение свое тело. Если, например, ему
трудно вставать по утрам, он может давать себе такие инструкции: «Ноги... двигаются... достают до
пола... Мышцы напрягаются...» Подробнее метод Лоу обсуждается в главе 13.
Повышенная зависимость
Повышенная зависимость один из распространенных симптомов депрессии. Депрессивный
пациент ищет помощи других людей, и это желание, выраженное в форме требования или
беспрестанных жалоб, как правило, превосходит истинную потребность пациента в помощи. Хотя
помощь со стороны окружающих может привести к временному улучшению эмоционального состояния
пациента, она также укрепляет его зависимость и неуверенность в собственных силах.
Полезно объяснить пациенту разницу между «конструктивной» и «регрессивной» зависимостью.
Желание научиться преодолевать депрессию представляет конструктивную зависимость: пациент не
может самостоятельно справиться с проблемой депрессии и обращается за помощью к специалисту. О
регрессивной зависимости можно говорить тогда, когда человек в состоянии сделать нечто сам, но ищет
помощи других.
Некоторых пациентов беспокоит, что они, как им кажется, становятся зависимыми от терапевта.
В этом случае терапевт должен разъяснить, что цель терапии научить пациента самостоятельности.
Вырабатывая новые способы мышления и приобретая навыки преодоления трудностей, пациент
становится все менее зависимым от окружающих.
Однако следует помнить, что конструктивная зависимость может легко переродиться в
деструктивную. Свидетельством этой тенденции являются случаи, когда пациент, научившись
справляться с депрессией, продолжает искать встреч с терапевтом и пытается переложить на него свои
проблемы.
|