проведения более сильной атаки. Уильям Мак-Гуайр (William McGuire, 1964) зафиксировал это в серии
экспериментов. Его интересовало следующее: можем ли мы вакцинировать людей от пропаганды
точно так же, как мы вакцинируем их от вирусов? Существует ли такая вещь, как прививка социальной
установки? Можно ли у тех, кто воспитывался в «стерильной идеологической среде», у людей,
приверженных неоспоримым догмам стимулировать их социальную защиту? И будут ли малые дозы
возражений против их убеждений вызывать у них иммунитет против последующей пропаганды?
Именно этого Мак-Гуайру и удалось добиться. Для начала он отобрал несколько избитых истин,
таких, как: «Полезно чистить зубы после еды», и сделал их объектами атак. Ему удалось
продемонстрировать, насколько люди уязвимы перед лицом массированной авторитетной атаки (в
приведенном примере предполагалось, что «ряд авторитетных экспертов обнаружили, что частая и
тщательная чистка зубов очень вредна, так как это может повредить деснам»). Однако оказалось, что
если испытуемые были уже подвергнуты «иммунизации» слабой атакой и если они читали об
опровержении аргументов этой слабой атаки или даже сами писали об этом, то в дальнейшем они
могли успешнее противостоять более сильной атаке.
Примеры исследований: широкомасштабные программы вакцинации
Прививки детям против курения
Для убедительной демонстрации того, как результаты лабораторных исследований могут
применяться на практике, группа психологов под руководством Альфреда Мак-Алистера (Alfred
McAlister, 1980) провела «вакцинацию» учеников седьмого класса средней школы против пристрастия к
курению, возникающему под влиянием сверстников. Семиклассников учили тому, как должным образом
отреагировать на телерекламу, в которой появляется женщина с сигаретой в зубах и говорит: «Ты не
станешь по-настоящему свободным, если не отведаешь вкус табака». В ответ старшеклассникам
предлагалось произнести следующее: «Я выглядел бы настоящим салагой, если бы закурил только ради
того, чтобы произвести на тебя впечатление». После нескольких таких сеансов вакцинации,
проведенных в седьмом и восьмом классах, «вакцинированные» подростки начинали курить в два раза
реже по сравнению с теми, кому не делали таких прививок (рис. 13-1).
[Курящие, Контрольная шкала, Вакцинированная шкала, Седьмой класс, Восьмой класс, Девятый
класс, Месяцы исследования]
Рис. 13-1. Процент курящих в «вакцинированной» средней школе оказался существенно ниже,
чем в аналогичной контрольной школе, использующей традиционные программы профилактики против
курения (по данным McAlister & others, 1980; Telsh & others, 1981).
|