большинство студентов чернокожие, значит более остро чувствовать свою социальную идентичность
и вести себя соответствующим образом.
Даже формирование групп на нелогичной основе скажем, комплектование групп X и Y путем
простого подбрасывания монеты приводит к предпочтительному отношению к членам своей группы
(Billig & Tajfel, 1973; Brewer & Silver, 1978; Lockley & others, 1980). В рассказе Курта Воннегута «Хлопушка»
компьютеры присвоили каждому гражданину второе имя. После этого все «Нарциссы-11»
почувствовали свое единство и в то же время отчуждение от «Малины-13». Здесь вновь сказалось
благосклонное отношение ко всему «своему». Оно дает людям возможность сказать себе: «мы» лучше,
чем «они», даже если «мы» и «они» похожи.
Конформизм
Сформировавшись однажды, предрассудки сохраняются большей частью по инерции. Если они
являются социально приемлемыми, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления,
приспосабливаясь к принятой модели поведения. Люди будут действовать определенным образом не
столько из-за потребности ненавидеть, сколько желая понравиться своему окружению, получить
социальное одобрение.
Исследования Томаса Петтигрю (Thomas Pettigrew, 1958), посвященные изучению поведения
белых в Южной Африке и на юге Америки, показали: в 50-е годы люди, в большей степени
подчиняющиеся существующим там социальным нормам, были также наиболее подвержены влиянию
предрассудков. Те, кто демонстрировал наименьший конформизм, разделяли наименьшее количество
бытовавших в то время предрассудков. Цена нонконформизма оказалась до боли ясна
священнослужителям Литл-Рока, штата Арканзас, где по решению Верховного суда в 1954 году было
отменено раздельное обучение в школах. Большинство священников одобряли совместное обучение, но
преимущественно в частной беседе; они опасались, что открытая поддержка лишит их прихожан и
денежных пожертвований (Cambell & Pettigrew, 1959). Или возьмем в качестве примеров поведение
литейщиков Индианы и шахтеров из Западной Виргинии в те же годы. На прокатных станах и в шахтах
рабочие одобряли интеграцию, но в общении между соседями нормой считалась жесткая сегрегация
(Reitzes, 1953; Minard, 1952). Очевидно, что такие предрассудки не служили доказательством «слабости»
этих людей; в них нашли выражение нормы, действующие в данных ситуациях.
Конформизм поддерживает и гендерные предрассудки. «Если мы будем думать, что детская и
кухня естественное место обитания женщины, писал Джордж Бернард Шоу в 1891 году, то
уподобимся английским детям, которые считают, что клетка это естественное место обитания
попугая, только потому, что они никогда не видели попугаев где-нибудь еще». У детей, встречавших
женщин «где-нибудь» еще, а именно у детей работающих женщин выявлены менее стереотипные
взгляды на женщин и мужчин (Hoffman, 1977).
Сегрегация это один из способов, с помощью которых социальные институты (школы,
правительства, средства массовой информации) способствуют распространению предрассудков. Другой
способ политический. Политические лидеры могут и отражать, и подкреплять установки,
предпочтительные для окружающего общества. Закрыв Центральную высшую школу в Литл-Роке,
губернатор Арканзаса Орвилл Фобус тем самым не просто выступил как выразитель идей своих
избирателей он узаконил их позицию.
Когда реклама, фотографы и художники преимущественно изображают мужские лица, но женские
тела, это приводит к тому, что мужчины кажутся более умными и амбициозными (Archer & others, 1983;
Schwarz & Kurz, 1989).
Но все-таки надежда есть. Если предрассудок еще не слишком глубоко укоренился в личности, то
он может исчезнуть сам по себе в том случае, если изменится общепринятая манера поведения и
появятся новые нормы.
Эмоциональные источники предрассудков
|