Потребность в общественном признании
Статус предлагает возможность сравнения: чтобы воспринимать себя как личность, имеющую
определенный статус, необходимо, чтобы кто-то занимал более низкое положение. Одно из
психологических преимуществ, которые дают предрассудки, это ощущение собственного
превосходства. Многие из нас могут припомнить, как когда-то испытывали тайное удовольствие от
чужой неудачи возможно, когда наказывали брата или сестру или когда одноклассник проваливался
на экзамене. В Европе и Северной Америке предрассудками в большей степени заражены те, кто
занимает низкую ступень социальной лестницы или чье положение резко ухудшилось, а также те, у кого
находится под угрозой позитивный образ собственного «Я» (Lemyre & Smith, 1985; Pittegrew & others,
1997; Thompson & Crocker, 1985). В исследовании, проведенном в Северо-Западном университете,
члены женских клубов, имеющих низкий статус, более пренебрежительно относились к другим клубам,
чем те, статус клуба которых был выше (Crocker & others, 1987). Возможно, люди, которым гарантирован
надежный статус, менее нуждаются в ощущении собственного превосходства.
Есть еще и другие факторы, связанные с низким статусом, которые также могут служить
причиной возникновения предрассудков. Представьте себе, что вы студент Аризонского
государственного института и принимаете участие в эксперименте, который проводят Роберт
Чиальдини и Кеннет Ричардсон (Robert Cialdini & Kennet Richardson, 1980). Вы идете по студенческому
городку. К вам подходит незнакомец. Он просит уделить ему пять минут ответить на несколько
вопросов. Вы соглашаетесь. После выполнения небольшого теста «на творческие способности» вы с
огорчением узнаете, что получили сравнительно низкий балл. Незнакомец, подводя беседу к концу,
напоследок задает вам несколько вопросов, касающихся оценки вашего университета и его
традиционного соперника. Может ли провал в тестировании повлиять на оценку, даваемую вами
университету? По сравнению с контрольной группой, чьей самооценке ничего не угрожало, студенты,
потерпевшие неудачу, давали более высокие оценки своему университету и более низкие с ним
соперничающему. По-видимому, чувство гордости за свою группу и желание очернить тех, кто к ней не
принадлежит, способно поддержать у человека его собственное эго.
Джеймс Мейндл и Мелвин Лернер (James Meindl & Melvin Lerner, 1984) наблюдали такой случай:
со стола были случайно сброшены важные бумаги, это показалось англоязычным канадским студентам
оскорбительным и ... спровоцировало их на всплеск враждебности по отношению к франкоязычным
канадским студентам. Тереза Эмабайл и Энн Глейзбрук (Teresa Amabile & Ann Glazebrook, 1982), в свою
очередь, отмечали, что те студенты колледжа в Дартмуте, кто не ощущал себя в полной безопасности,
оценивали чужие работы более строго. Размышление о собственной смерти например, сочинение
коротких эссе на тему смерти и связанных с нею переживаний также провоцирует возникновение
ощущения опасности, достаточного для того, чтобы усилилось благосклонное отношение к своей группе
и предубежденное к остальным (Greenberg & others, 1990, 1994; Harmon-Lones & others, 1996).
Авторитарная личность
Считается, что эмоциональные потребности, которые вносят свой вклад в формирование
предрассудков, преобладают у так называемых «авторитарных личностей». В 40-х годах ученые из
Калифорнийского университета в Беркли двое из них бежали из фашистской Германии возложили
на себя крайне важную миссию. Им хотелось отыскать психологические корни антисемитизма,
послужившего причиной истребления миллионов евреев и обратившего миллионы европейцев в
безучастных наблюдателей. Изучая поведение американцев, Адорно и его коллеги (Adorno & others,
1950) обнаружили, что враждебность по отношению к евреям часто соседствует с враждебностью по
отношению к другим меньшинствам. Предубеждение выказывалось не к какой-то определенной группе,
а по отношению ко всем, кто обладал отличающимися чертами. Кроме того, у этноцентричных
личностей, как правило, наблюдаются такие авторитарные качества, как нетерпимость к проявлению
слабости, склонность карать подчиненных и в то же время безропотно почитать людей, обладающих
властью. Это нашло выражение в таких поучениях, как: «В первую очередь детей нужно научить уважать
и слушаться старших».
|