В детстве авторитарные личности, как правило, были крайне дисциплинированны. Вероятно,
это вело к подавлению их враждебности и к проецированию подавляемых импульсов на тех, кто не
входит в их группу. Ощущение недостаточной защищенности, по-видимому, вызывает у авторитарных
детей предрасположенность к негибкому, «черно-белому» мышлению, они оказываются нетерпимы к
любой неопределенности и чрезмерно озабочены вопросами власти и статуса. Такие люди склонны
подчиняться тем, кто обладает властью, и наказывать тех, кто ниже их по положению.
Ученые критиковали это исследование за то, что в нем делался упор на авторитаризм правых и
не уделялось внимания догматическому авторитаризму левых. И все же главный вывод выдержал напор
критики: авторитарные тенденции, иногда выражающиеся в этнической напряженности, усиливаются в
периоды экономического спада и социальных переворотов (Doty & others, 1991; Sales, 1973). В
современной России люди с высоким уровнем авторитаризма склонны содействовать возвращению
марксистско-ленинской идеологии и сопротивляться демократическим реформам (McFarland & others,
1992).
Современные исследования авторитарных личностей правой политической ориентации,
проведенные в университете Манитобы психологом Бобом Альтмейером (Bob Altemeier, 1988; 1992)
подтвердили, что встречаются люди, у которых их собственные страхи и враждебность всплывают на
поверхность в форме предрассудков. Чувство морального превосходства может идти у них рука об руку с
жестокостью по отношению к тем, кого они считают ниже себя.
Различные формы предрассудков по отношению к чернокожим, гомосексуалистам и
лесбиянкам, женщинам, старикам, тучным, жертвам СПИДа, бездомным обычно проявляются у
одних и тех же людей (Bierly, 1985; Crandall, 1994; Peterson & others, 1993; Snyder & Ickes, 1985). Как
заключает Альтмейер, авторитарные личности, относящиеся к правому крылу, склонны быть
«фанатиками равных возможностей». Это же верно и в отношении людей с «ориентацией на
социальное доминирование» тех, кто оценивает окружающих в терминах иерархии достоинств или
добродетелей. Напротив, люди с сильной общественной или универсальной ориентацией те, кто
отдают предпочтение «всеобщим правам человека», радуются «всем Божьим детям»; более приветливы
и благосклонны к тем, кто на них не похож (Phillips & Ziller, 1997; Pratto & others, 1994; Sidanius & others,
1996; Whitley & Lee, 1997).
Когнитивные источники предрассудков
В 60-е годы социальные психологи выдвинули многочисленные объяснения того, откуда берутся
предрассудки, но среди них не было теории, о которой пойдет речь ниже. Это новый взгляд на
предрассудки, предлагающий новый подход к изучению социального мышления, и за последнее
десятилетие он нашел свое подтверждение уже в 1500 исследовательских работах, посвященных
изучению стереотипов (Dovidio & others, 1996). Основное положение этой теории таково: стереотипы и
предрассудки существуют не только потому, что они социально обусловлены или дают нам
возможность смещения и проецирования враждебности, они выступают еще и в качестве побочного
продукта нормального процесса мышления. Многие стереотипы возникают скорее не из злого умысла, а
от нашего желания упростить чересчур сложную социальную жизнь. Их можно сравнить с иллюзиями
восприятия побочным продуктом способности интерпретировать окружающий мир.
Распределение по категориям
Одним из способов упрощения того, что нас окружает, является категоризация разбивка
различных объектов окружающего мира по группам. Как биологи привыкли классифицировать растения
и животных, так и все мы склонны классифицировать людей. Это облегчает нам их понимание. Если
люди, входящие в группу, похожи, мы с минимальным усилием можем получить нужную нам
информацию о представителях этой группы (Macrae & others, 1994). Таможенные инспектора и группы
захвата угонщиков самолетов хорошо представляют себе «профиль» подозрительных личностей (Kraut &
|