на изображении сексуального насилия.
Вот типичная сцена, повествующая о том, как мужчина принуждает женщину к половому акту:
сначала она сопротивляется и пытается отбиться. Однако постепенно женщина приходит в состояние
сексуального возбуждения, и от ее сопротивления не остается и следа. В конце концов она переживает
экстаз, умоляя о продолжении. Все мы не раз наблюдали или читали непорнографические версии этой
последовательности: она сопротивляется, он упорствует. Решительный мужчина стискивает в объятиях
и целует женщину, несмотря на ее протесты. В какой-то момент ее руки, до того отталкивавшие
мужчину, крепко его обнимают, и сопротивление тонет в потоке безудержной страсти. Когда Скарлетт
О'Хару, героиню «Унесенных ветром», тащат в постель, она протестует и отбивается, а утром
просыпается напевая.
Социальные психологи сообщают: показ подобных сцен, где мужчина берет верх над женщиной,
подавляет ее, а она при этом возбуждается, может: 1) искажать представление о том, как женщина в
действительности реагирует на сексуальное принуждение; 2) повышать агрессивность мужчин по
отношению к женщинам по крайней мере, так это происходит при проведении экспериментов в
лабораторных условиях.
Искаженное восприятие сексуальной реальности
Действительно ли наблюдение сцен сексуального насилия способствует живучести мифа о том,
что некоторые женщины одобряют сексуальное насилие, что их «нет» на самом деле вовсе не означает
«нет»? Чтобы ответить на этот вопрос, Нил Маламут и Джеймс Чек (Neil Malamuth & James Check, 1981)
организовали для одной группы студентов университета Манитобы просмотр двух фильмов
несексуального характера, а для другой группы двух фильмов, где были сцены изнасилования. Спустя
неделю, как выяснил другой экспериментатор, испытуемые, смотревшие фильмы с изнасилованием,
находили сексуальное насилие над женщиной более допустимым, чем при опросе до просмотра.
Надо отметить, что фильмы со сценами проявления жестокости производят похожий, только еще
более сильный эффект. Мужчины, которым показывали такие картины, как «Техасская резня» («Texas
Chainsaw Massacre»), становились менее восприимчивыми к жестокости и чаще отзывались о жертвах
насилия безо всякой симпатии (Linz & others, 1988, 1989). Проведя три вечера за просмотром подобных
кинофильмов, люди, принимавшие участие в эксперименте Чарльза Маллина и Даниэля Линца (Charles
Mullin & Daniel Linz, 1995), выказывали меньшую обеспокоенность по поводу изнасилований и
проявления жестокости. Фактически, говорят Эдуард Доннерштайн, Даниэль Линц и Стивен Пенрод
(Edward Donnerstein, Daniel Linz and Steven Penrod, 1987), если кому-нибудь понадобится заставить людей
спокойнее реагировать на всякого рода жестокости, то не лучший ли путь к этому почаще показывать
такие фильмы?
Агрессия против женщин
Имеется множество свидетельств того, что порнография может провоцировать мужчину на
агрессивное поведение с женщиной. Корреляционные исследования подтверждают такую возможность.
Как отмечает Джон Курт (Court, 1984), количество изнасилований резко возросло в 6070-е годы, когда
порнография распространилась практически по всему миру, кроме тех стран и регионов, где она
находилась под контролем. (Исключением служит Япония, где порнография с изображением сцен
насилия допустима, но число изнасилований невелико. Данный факт служит напоминанием о
необходимости учитывать и другие факторы.) На Гавайях количество изнасилований в период между
1960 и 1974 годами возросло в девять раз, затем снизилось на фоне временно введенных ограничений
на порнографию, а потом, после ужесточения этих ограничений, вновь возросло.
В другом корреляционном исследовании Ларри Бэрон и Мюррей Страус (Larry Baron & Murray
Straus, 1984) обнаружили, что в 50 североамериканских штатах количество проданных журналов
откровенно сексуального содержания (таких как, «Хастлер» и «Плейбой») коррелирует со статистикой
|