изнасилований. Учет других факторов, таких, как процент молодых людей в каждом штате, лишь
подтвердил наличие положительной связи. Аляска заняла первое место по продаже секс-журналов и
первое же место по изнасилованиям. Невада по обоим этим параметрам шла второй.
Сексуальные преступники из Канады и Америки, как правило, признаются в том, что являются
активными потребителями порнопродукции. Согласно сообщению Уильяма Маршалла (William Marshall,
1989), лица, совершившие изнасилование, а также обвиненные в сексуальных приставаниях к детям,
гораздо чаще смотрели порнографические журналы и кинофильмы, чем те, кто не совершал сексуальных
преступлений. По данным ФБР США, серийные убийства совершаются активными потребителями
порнографической продукции. То же самое сообщил и полицейский департамент Лос-Анджелеса:
большинство лиц, совершивших сексуальное преступление в отношении детей, часто приобретали
порнографическую продукцию (Bennett, 1991; Ressler & others, 1988). Конечно, такая взаимосвязь еще не
доказывает, что порнография является основной причиной сексуального насилия. Возможно, тяга
преступников к порнографии является лишь симптомом, а не причиной имеющегося у них психического
отклонения. Кроме того, были зафиксированы и прямо противоположные факты: в ряде исследований
выявлено, что предшествующий просмотр порнографических фильмов и журналов не связан с
сексуальной агрессией (Bauserman, 1996).
Хотя эксперименты, проводимые в лабораториях, позволяют изучать поведение лишь на
протяжении непродолжительного времени, в них достаточно отчетливо проявляются причинно-
следственные связи. В совместном заявлении, сделанном ведущими специалистами в области
социологии, был подведен следующий итог: «Просмотр порнографических материалов, содержащих
картины насилия, способствует усилению жестокости по отношению к женщинам» (Koop, 1987). Один
из авторов заявления, Эдуард Доннерштайн (Edward Donnerstein, 1980), в проведенном им эксперименте
разделил 120 студентов Висконсинского университета на три группы и организовал показ кинофильмов:
первой группе нейтрального по содержанию; второй эротического; и третьей агрессивно-
эротического (со сценами насилия). Затем те же самые студенты, полагая, что принимают участие в
новом эксперименте, должны были «стать учителями» для добровольно вызвавшихся мужчин или
женщин и добиться того, чтобы «ученики» запомнили бессмысленный набор слогов. За ошибки
«учителя» «наказывали» «учеников» ударом электрического тока, сами выбирая силу удара. Мужчины,
смотревшие до того фильм со сценами сексуального насилия, посылали разряды значительно большей
силы, но исключительно «жертвам» женского пола (рис. 22-1).
[Интенсивность разрядов электрического тока, Женщины в качестве объекта, Мужчины в
качестве объекта, Нейтральный, Эротический, Агрессивно-эротический, Фильм]
Рис. 22-1. После просмотра эротического фильма со сценами насилия студенты посылали более
сильные разряды электрического тока, чем до просмотра, и главным образом женщинам. (По данным
Donnerstein, 1980).
Если кого-то из читателей настораживает этическая сторона подобных экспериментов, то
спешим вас заверить: исследователи отдают себе отчет в том, насколько непростым является вопрос о
|