[Взаимозависимость, Социальный статус, Здоровье, Самооценка, Академическая успеваемость,
Возможные объяснения]
Рис. 1-2. Если две переменные взаимосвязаны, возможно любое сочетание трех объяснений.
Некоторые полагают, что «здоровая Я-концепция» способствует хорошей успеваемости, то есть
повышение самомнения ребенка содействует его школьным успехам. Другие же утверждают, что именно
высокая успеваемость формирует положительное представление о самом себе. Если ты учишься хорошо,
то ты хорошо себя и чувствуешь. Попробуй начать валять дурака, и вскоре почувствуешь себя последним
тупицей. Исследование 635 норвежских школьников свидетельствует о том, что хорошие отметки в
журнале и постоянная похвала учителя могут существенно повысить самооценку ребенка (Skaalvik &
Hagtvet, 1990).
Можно также предположить, что самооценка и достижения коррелируют потому, что и та и
другие зависят от интеллектуального развития ребенка и социального статуса его семьи. Эта гипотеза
была подтверждена в двух исследованиях: одно рассматривало общенациональную выборку 1600
молодых американцев, второе выборку 715 подростков из Миннесоты (Bachman & O'Malley, 1977;
Maruyama & others, 1981). Когда исследователи на статистически значимом уровне устранили влияние
таких факторов, как интеллект и семейный статус, корреляция между самооценкой и достижениями
исчезла без следа. Аналогичным образом, Джон Маккарти и Дин Ходж (J. McCarthy & D. Hoge, 1984)
предположили, что корреляция между низкой самооценкой и склонностью к правонарушениям
означает, что второе является следствием первого. Проведенное ими исследование 1658 подростков
показало, что, напротив, совершение правонарушений снижает самооценку. За правонарушением
следует осуждение, которое, в свою очередь, приводит к снижению самооценки.
Более совершенные методы корреляционного анализа могут представить больше фактов о
возможном наличии причинно-следственной связи. Ряд корреляций, следующих с временной
задержкой, раскрывает последовательность событий (например, показывая, что чему чаще
предшествует: изменение успеваемости переменам в самооценке или наоборот). Кроме того,
исследователи могут использовать статистические методы, позволяющие устранять влияние
«запутывающих» переменных. Именно таким образом исследователи обнаружили, что после
исключения различий в интеллекте и семейном статусе взаимосвязь самооценки и достижений тоже
исчезает. (Среди людей со сходным интеллектом и аналогичным семейным статусом взаимосвязь
«самооценка достижения» была минимальной). Группа шотландских исследователей задалась
вопросом, сохранится ли взаимосвязь социального статуса и продолжительности жизни, если
исключить воздействие курения, которое ныне становится все менее популярным среди обладателей
высокого социального статуса. Корреляция в итоге все же сохранилась, и это говорит о том, что для
объяснения высокой смертности среди малоимущих слоев населения нужны какие-то иные факторы
например, возрастающий уровень стресса и понижающийся уровень самоконтроля.
Таким образом, можно сказать, что достоинство корреляционных исследований заключается в их
близости к естественным условиям, где мы можем изучать такие факторы, как раса, пол и социальный
статус, с трудом поддающиеся манипуляциям в лаборатории. Большим же их недостатком является
двусмысленность результатов. Этот пункт настолько важен, что, если люди не реагируют на него после
того, как им повторили это уже 25 раз, стоит сказать это и в 26-й: знание того, что две переменные
|