изменяются вместе, позволяет нам предсказывать поведение одной, если известна другая. Однако
корреляция не устанавливает причину и следствие.
Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия
Невозможность распознать, какое из естественно взаимосвязанных событий является причиной,
а какое следствием, навела многих социальных психологов на мысль создать когда это возможно и
этично лабораторную имитацию повседневных процессов. Эту имитацию можно сравнить с работой
инженеров-самолетостроителей. Они начинают отнюдь не с наблюдений за летающими объектами в
различных естественных условиях. Изменения атмосферы и самих летающих объектов настолько
сложны, что авиаконструкторам трудно систематизировать и применить эти данные для
совершенствования летательных аппаратов. Вместо этого создается некая имитация реальности,
которую можно контролировать, аэродинамическая труба. Теперь исследователь в состоянии
манипулировать параметрами воздушного потока и с точностью может выявить их влияние на
отдельные элементы конструкции крыла.
Контроль: манипулирование переменными
Подобно авиаконструкторам социальные психологи экспериментируют, создавая социальные
ситуации, воспроизводящие важные особенности нашей повседневной жизни. Варьируя всего один-два
фактора, называемые независимыми переменными, экспериментатор выясняет, как их изменение
влияет на нас. Как аэродинамическая труба позволяет выявить принципы аэродинамики, так и
эксперимент дает возможность социальному психологу раскрыть принципы социального мышления,
социального влияния и социальных отношений. Конечная цель моделирования в аэродинамической
трубе расчет и прогнозирование аэродинамических характеристик сложного летательного аппарата;
социальные психологи экспериментируют, чтобы понять и предсказать поведение человека.
Социальные психологи используют экспериментальный метод почти в 3/4 исследований (Higbee
& others, 1982), причем каждые два из трех исследований проводятся в лаборатории (Adair & others,
1985). Для того чтобы проиллюстрировать лабораторный эксперимент, рассмотрим кратко сюжет,
который более подробно разберем ниже: воздействие сцен насилия, показанных по телевизору, на
поведение и социальные установки детей. Если сформулировать задачу подобным образом, это уже
предполагает наличие причинно-следственного объяснения всем известной корреляции между
просмотром телевизионных программ и поведением. Рис. 1-2 напоминает нам о существовании по
крайней мере еще двух причинно-следственных интерпретаций, не рассматривающих телепередачи в
качестве причины детской агрессии. (Как вы думаете, что это за интерпретации?)
Социальные психологи поставили телевизор в лабораторию, где могли строго контролировать
количество сцен насилия, показанных детям, и получили возможность наблюдать, как просмотр такого
видеоряда влияет на поведение. Роберт Либерт и Роберт Бэрон (R. Liebert & R. Baron, 1972) показывали
мальчикам из Огайо фрагменты гангстерских телефильмов или наиболее захватывающие моменты
автомобильных гонок. Дети, смотревшие телепередачи со сценами насилия, чаще, чем не смотревшие,
нажимали на специальную красную кнопку, которая якобы нагревала стержень, обжигающий другого
ребенка. Этот критерий поведения мы называем зависимой переменной. (На самом деле, конечно же,
не было никакого другого ребенка и никто не пострадал.) Подобные эксперименты показывают, что
телевидение может быть одной из причин агрессивного поведения детей.
Мы уже поняли несложную логику экспериментирования: создавая и контролируя
действительность в миниатюре, можно изменять один фактор за другим, выявляя таким образом, как эти
факторы, раздельно или в совокупности, влияют на людей. Теперь давайте пойдем чуть дальше и
посмотрим, как эксперимент разрабатывается.
В каждом социально-психологическом эксперименте присутствуют два обязательных условия.
Одно мы только что рассмотрели
контроль. Исследователь манипулирует одной или двумя
|