Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 264 
Next page End  

независимыми переменными, стараясь сохранить все остальные неизменными. Другое условие — это
случайное распределение.
Случайное распределение: великий уравнитель
Помните, как на основе корреляций мы допускали, что просмотр сцен насилия по телевидению
может служить причиной проявления агрессивности? Исследователь, проводящий опрос, в состоянии
выявить и исключить воздействие других факторов, возможно, имеющих отношение к делу, чтобы,
посмотреть, сохранятся ли взаимосвязи. Но никому не под силу проконтролировать абсолютно все
факторы, которые могут отличать тех, кто смотрит телепередачи со сценами насилия, от тех, кто не
смотрит их. Те, кто предпочитает такие сцены, могут отличаться друг от друга уровнем образования,
общей культурой, интеллектом — и еще многими факторами, которые исследователь не принимал в
расчет.
Одним ударом случайное распределение устраняет все посторонние факторы. При случайном
распределении каждый человек имеет равные шансы увидеть передачи со сценами насилия или без
сцен насилия. Таким образом, люди в обеих группах по своему социальному статусу, интеллекту,
образованию, агрессивности и т. д. — в среднем будут одинаковыми. Например, люди с высоким
уровнем интеллекта равновероятно могут оказаться как в одной, так и в другой группе. Так как
случайное распределение создает равноценные группы, любое различие в уровне агрессии, выявленное
позже между двумя группами, должно иметь отношение к единственному различию между ними:
видели они сцены насилия или нет (см. рис. 1-3).
Рис. 1-3. При случайном распределении каждый из испытуемых имеет равные шансы оказаться
в любом из условий в данном исследовании.
Этика экспериментального исследования
Наш пример с телевизионными сценами насилия показывает, почему некоторые эксперименты
уязвимы с нравственной точки зрения. Социальные психологи не должны в течение длительного
промежутка времени демонстрировать детям сцены насилия. Предпочтительнее, чтобы исследователи
лишь на короткий срок изменяли образ жизни людей. Иногда экспериментальное воздействие — это
совершенно безвредное, возможно, даже приятное переживание, на которое люди охотно дают свое
согласие. Но временами исследователи осознают, что вступают в некую туманную область, балансируя
между экспериментами безобидными и безнравственными.
Социальным психологам часто приходится вторгаться в рискованную в нравственном
отношении зону, когда они проводят эксперименты, реально затрагивающие мысли и эмоции людей.
Многие эксперименты не нуждаются в том, что Эллиот Аронсон, Мэрилин Брюйер и Мэррилл
Карлсмит (Е. Aronson, M. Brewer & М. Carl-smith (1985)) называют бытовым реализмом. То есть
поведение в лаборатории (например, удар электрическим током в экспериментах на агрессию) не
должно быть таким же, как в повседневной жизни. Но в эксперименте обязан присутствовать
экспериментальный реализм он должен целиком захватывать и увлекать участников.
Hosted by uCoz