Экспериментаторы не хотят, чтобы люди сознательно подыгрывали или откровенно скучали; им надо
запустить реальные психологические процессы. Например, заставляя одного человека по-настоящему
выбирать, какой силы будет электрический разряд, поражающий другого, можно получить вполне
реалистичную оценку степени агрессивности испытуемого. Эта ситуация функционально имитирует
реальное проявление агрессии.
Для достижения экспериментального реализма часто требуется прибегать к обману. Человек в
соседней комнате на самом деле не подвергается воздействию электрических разрядов, но для
экспериментатора важно, чтобы испытуемые об этом не знали, иначе это разрушит экспериментальный
реализм. А потому около одной трети всех социально-психологических экспериментов требуют
сознательного обмана (Korn & Nicks, 1993; Vitelli, 1998).
Экспериментаторы стараются также скрывать свои ожидания, чтобы участники, стремящиеся
быть «хорошими испытуемыми», не делали того, чего от них ждут, или из чувства противоречия не
делали бы все наоборот. Даже самые незначительные, казалось бы, детали: слова экспериментатора,
оттенки интонации, жесты, могут привести к непреднамеренной подтасовке. Чтобы свести до
минимума подобное получение требуемых характеристик намеки на то, что «требуется»
определенное поведение, экспериментаторы обычно стандартизируют свои инструкции, иногда
используя при этом компьютер.
Исследователям часто приходится, фигурально выражаясь, идти по натянутому канату,
выстраивая свои эксперименты так, чтобы не выйти за рамки этических норм. Сознание, что вы
причиняете кому-то боль или подвергаетесь сильному социальному давлению ради того, чтобы
выяснить, изменит ли это ваше мнение или поведение, может вызвать временный дискомфорт. Такие
эксперименты поднимают старый, как мир, вопрос: верно ли, что цель оправдывает средства?
Оправдывает ли озарение исследователя обман, а случается, и страдания людей?
Комитеты по этике в настоящее время пересматривают кодекс социально-психологических
исследований, чтобы гарантировать гуманное отношение к испытуемым. Этические принципы,
разработанные Американской психологической ассоциацией (1981, 1992) и Британским
психологическим обществом (1991), настоятельно советуют исследователям следующее:
- Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы в итоге
получить согласие осведомленного испытуемого.
- Быть правдивыми. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью
и если нет альтернативы.
- Защищать людей от возможных травм и серьезного дискомфорта.
- Использовать информацию о каждом из участников конфиденциально.
- После завершения эксперимента подробно рассказать о его целях и структуре, не скрывая
обмана. Единственное исключение из этого правила случаи, когда такая обратная связь расстроит
людей, скажем, если они поймут, что были глупы или жестоки.
Экспериментатор должен быть достаточно тактичен и предоставлять участникам эксперимента
всю необходимую информацию, чтобы мнение людей о себе оставалось, по крайней мере, не хуже, чем
было до участия в эксперименте. Еще лучше, если участников ответно познакомят с характером
психологического исследования. Когда с участниками обращаются уважительно, не манипулируют ими,
мало кто из них возражает против обмана (Christensen, 1988; Shape & others, 1992). Действительно,
защитники социальной психологии могут подтвердить, что, собирая и возвращая курсовые
контрольные, мы вызываем гораздо больше тревог и страданий, чем в наших экспериментах.
Из лаборатории - в жизнь
Как показывает эксперимент с телевизионными сценами насилия, социальная психология
сочетает повседневный опыт и лабораторный анализ. На протяжении этой книги мы будем делать то же
самое: научные данные брать преимущественно из лабораторных исследований, а примеры
непосредственно из жизни. Социальная психология демонстрирует здравое взаимодействие между
|