лабораторными исследованиями и повседневной жизнью. Идеи исследований часто порождаются
повседневным опытом, а их данные приводят к более глубокому пониманию жизни. Так, толчком к
научному исследованию воздействия телепрограмм на детей послужило реальное положение дел. Жаль
только, что руководители телеканалов и политики, те, кто действительно в силах что-либо изменить,
нисколько не обеспокоились полученными результатами.
Однако переносить в жизнь данные, полученные в лаборатории, следует с осторожностью. Хотя
именно там нам удается раскрывать основные секреты человеческой жизни, все же это упрощенная,
контролируемая действительность. Она показывает нам, что произойдет с переменной х при прочих
равных условиях, но ведь в реальной жизни условия никогда не бывают равными. Кроме того, как вы
увидите, в большинстве случаев участниками подобных социально-психологических экспериментов
выступают студенты колледжа. Хотя это поможет вам идентифицировать себя с ними, но студентов
колледжей едва ли можно назвать случайной выборкой всего человечества. Получим ли мы те же самые
результаты, используя в своих экспериментах людей других возрастов, образовательного уровня и
культуры? Этот вопрос, как всегда, остается открытым.
Но как бы то ни было, можно провести различие между содержанием мыслей и поступков людей
(их установками, например) и сопутствующими процессами (например, как установки влияют на
действия людей, и наоборот). Содержание в большей степени, чем процесс, меняется от культуры к
культуре. Люди различных культур могут придерживаться разных мнений, но формировать их схожим
образом. Так, студенты колледжа в Пуэрто-Рико считают себя более одинокими, чем их сверстники в
континентальной части Соединенных Штатов, хотя в обеих культурах «компоненты одиночества» во
многом совпадают: застенчивость, неопределенность жизненных целей, низкая самооценка (Jones &
others, 1985). Наше поведение может различаться, даже когда на него воздействуют одни и те же
социальные силы.
Понятия для запоминания
Бытовой реализм (Mundane realism) степень похожести эксперимента на повседневную
ситуацию.
Гипотеза (Hypothesis) подвергаемое проверке предположение, описывающее взаимосвязь,
которая, возможно, существует между событиями.
Зависимая переменная (Dependent variable) измеряемая переменная. Она называется так
потому, что может зависеть от манипуляций независимой переменной.
Корреляционное исследование (Correlational research) изучение естественно возникающих
связей между переменными.
Независимая переменная (Independent variable) экспериментальный фактор, которым
манипулирует исследователь.
Полевое исследование (Field research) исследование, выполненное в естественных условиях,
вне стен лаборатории.
Случайное распределение (Random assignment) процесс распределения участников в
соответствии с условиями эксперимента, при котором все испытуемые имеют равные шансы оказаться в
заданных условиях. (Обратите внимание на различие между случайным распределением в
экспериментах и случайной выборкой в опросах. Случайное распределение помогает нам выявить
причину и следствие. Случайная выборка позволяет нам сделать обобщение применительно ко всей
популяции.)
Согласие осведомленного испытуемого (Informed consent) этический принцип, требующий,
чтобы экспериментаторы в достаточной мере информировали испытуемых, после чего те сами должны
решать, будут ли они участвовать в эксперименте.
Социальная психология (Social psychology) наука, которая изучает, что люди думают друг о
друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.
Теория (Theory) интегрированная совокупность принципов, которые объясняют и
предсказывают наблюдаемые явления.
|