Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 264 
Next page End  

выступить перед серьезной аудиторией,— то нервничать будет практически каждый из нас. Некоторые
люди, в особенности застенчивые или легко смущающиеся, чувствуют тревогу почти в любой ситуации,
где могут начать оценивать их самих и их поведение. Для таких людей тревожное состояние — скорее
постоянная черта характера, чем временное состояние.
Что заставляет нас чувствовать беспокойство в социальных ситуациях? Почему некоторые люди
находятся в тисках собственной робости? Барри Шлепке и Марк Лири (Barry Schlenker & Mark Leary,
1982b, 1985; Leary & Kowalski, 1985) отвечают на эти вопросы с помощью теории самопрезентации.
Теория самопрезентации предполагает, что мы стремимся подать себя так, чтобы произвести хорошее
впечатление. Подтекст социальной тревоги прост: мы чувствуем тревогу, когда хотим произвести
впечатление на других, но сомневаемся в своих способностях сделать это. Такой простой принцип
помогает объяснить результаты, полученные в разнообразных исследованиях; каждый из них может
заключать в себе правду о вашем собственном опыте. Мы наиболее тревожны:
- когда общаемся с влиятельными лицами с высоким статусом — людьми, чье мнение имеет для
нас особое значение;
- когда нас кто-то оценивает — например, когда мы впервые встречаемся с родителями своей
невесты;
- когда мы испытываем смущение (как это часто случается с застенчивыми людьми) и наше
внимание сосредоточено на себе и на том, с чем мы сталкиваемся;
- когда взаимодействие сосредоточено на чем-то важном для нашего Я-образа — например, когда
профессор колледжа излагает идеи на собрании, где присутствуют его коллеги;
- когда мы находимся в новых или неструктурированных ситуациях — таких, как первый
школьный бал или первый официальный обед, и не знаем, как себя вести.
По своей природе во всех подобных ситуациях мы склонны быть предусмотрительно
осторожными: меньше разговаривать; избегать тем, которые могут обнаружить нашу неосведомленность;
контролировать себя; не быть самоуверенными, как можно чаще соглашаться и улыбаться.
Застенчивость — это форма социальной тревоги. Ее отличительная особенность — постоянное
беспокойство о том, что подумают другие (Anderson & Harvey, 1988; Asendorpf, 1987; Carver & Scheier,
1986). В отличие от людей уверенных в себе, застенчивые люди (среди которых много подростков)
видят случайные события как каким-то образом связанные с собой (Fenigstein, 1984; Fenigstein & Vanable,
1992). Они чересчур персонализируют ситуации — тенденция, которая демонстрирует тревожность и, в
исключительных случаях, паранойю. Такие люди часто считают, что интервьюер настроен
неблагожелательно и совершенно не интересуется ими (Pozo & others, 1991). Они также преувеличивают
степень внимания к своей персоне со стороны окружающих и стремление оценивать их. Если
застенчивые люди плохо причесаны или у них на лице есть какое-то пятно или шрам, они полагают, что
все окружающие замечают это и судят.
Чтобы снизить социальную тревожность, некоторые люди прибегают к алкоголю. Алкоголь
действительно снижает тревогу, так как уменьшает степень самосознания (Hull & Young, 1983). Таким
образом, люди, постоянно себя осознающие, особенно склонны к употреблению алкоголя после
неудачи. Если они становятся алкоголиками, то более, чем люди с низким самосознанием, склонны к
рецидиву после курса лечения.
Такие разные симптомы, как тревожность и алкогольная зависимость, могут выполнять одну и ту
же функцию баланса. Считая себя обеспокоенным, застенчивым, депрессивным или нетрезвым, можно
найти оправдание неудаче (Snyder & Smith, 1986). За баррикадой симптомов человеческое эго находится
в безопасности. «Почему я не встречаюсь с девушками? Потому, что я человек застенчивый и людям
нелегко узнать, какой я на самом деле». Симптом — бессознательная стратегическая уловка для
объяснения негативных результатов.
Что, если бы мы устранили потребность в такой уловке, обеспечив людей удобным
альтернативным объяснением их тревожности — и, следовательно, возможной неудачи? Перестал бы
застенчивый человек быть застенчивым? Да! Именно к такому ответу пришли Сьюзан Бродт и Филип
Зимбардо (Susan Brodt & Philip Zimbardo, 1981), когда попросили застенчивых и незастенчивых женщин
поговорить с привлекательным мужчиной. Женщины ожидали разговора в маленькой комнатке, где
было очень шумно. Некоторым из них (но не всем) было сказано, что шум обычно вызывает учащенное
Hosted by uCoz