сердцебиение и это следует рассматривать как обычный симптом тревоги. Когда эти женщины позже
разговаривали с мужчиной, они могли приписать учащенное сердцебиение и любые затруднения,
возникшие во время беседы, воздействию шума, а не своей застенчивости или неспособности к
общению.
По сравнению с другими женщинами, те, кому было дано такое готовое объяснение появившихся
у них признаков волнения, проявляли меньшую застенчивость свободно поддерживали разговор и
задавали мужчине различные вопросы. По сути, этот мужчина не имел никаких оснований назвать их
застенчивыми.
Социально-психологические подходы к лечению
Итак, мы рассмотрели модели социального мышления, которые связаны с разными жизненными
проблемами от глубокой депрессии до повседневной застенчивости. Может ли человек избавиться от
неудобной схемы мышления? Какой-то обособленной социально-психологической терапии не
существует. Терапия включает в себя различные социальные взаимодействия, и в настоящее время
социальные психологи думают о том, как объединить принципы социальной психологии с уже
применяющимися методами лечения (Leary & Maddux, 1987; Strong & others, 1992).
К внутренним изменениям через внешнее поведение
В главе 9 мы рассматривали широкий спектр доказательств довольно простого, но важного
принципа: наши действия влияют на наши установки. Роли, которые мы исполняем, слова, которые мы
говорим, решения, которые мы принимаем, поступки, которые мы совершаем, влияют на то, что в
результате мы из себя представляем.
В соответствии с принципом «установки следуют за поведением» некоторые
психотерапевтические методики в качестве «лечения» рекомендуют действия. Психотерапевты-
бихевиористы пытаются сформировать поведение, так как считают, что внутренние диспозиции
изменяются сразу же после того, как изменится поведение. Тренировка уверенности в себе включает
использование приема «ноги в дверях». Индивид сначала играет роль уверенного в себе человека
(окружающие в силу своих возможностей поддерживают его в этом начинании), а затем постепенно
становится на самом деле более уверенным в себе. Рационально-эмоциональная терапия предполагает,
что мы сами генерируем свои эмоции; клиенты получают «домашнее задание» говорить и действовать
по-новому, и это порождает новые эмоции. Бросьте себе вызов, говорят им, перестаньте твердить себе,
что вы непривлекательны. В группах самопомощи участников незаметно подталкивают к тому, чтобы
они начали вести себя по-новому: по-новому гневаться, плакать, выказывать самоуважение, выражать
позитивные чувства.
Исследования подтверждают, что то, что мы говорим о себе, может повлиять на то, что мы
чувствуем. В одном из экспериментов студентов попросили написать сочинение, в котором бы они
восхваляли самих себя (Mirels & McPeek, 1977). Позже, оценивая себя по просьбе другого
экспериментатора, эти студенты демонстрировали более высокую самооценку, чем те, которые писали
сочинения на другую тему. Эдвард Джонс и его сотрудники (Edward Jones, 1981; Rhodewalt & Agustsdottir,
1986), в свою очередь, просили студентов представиться интервьюеру, либо превознося, либо принижая
себя. И вновь выступление на публике неважно какое, самовозвышающее или самопринижающее
позже отразилось на их ответах в тесте на самооценку. Говорим значит верим, даже когда говорим о
себе. С особой очевидностью это подтвердилось в тех случаях, когда студентов незаметно подталкивали
к принятию на себя ответственности за то, как они преподносят себя окружающим. Терапевтическое
лечение наиболее результативно при условии, когда его предписаниям следуют точно и без
принуждения.
|