необходимыми социальными навыками, но опыт общения с чрезмерно критичными друзьями и
родственниками убеждает их в обратном. Таким людям, возможно, достаточно помочь изменить
негативное мнение о себе и своем будущем на противоположное. В ряду методов когнитивной
психотерапии стоит психотерапия путем изменения стиля объяснения, предложенная социальными
психологами (Abramson, 1988; Foersterling, 1986; Greenberg & others, 1992).
Одна из таких программ обучала студентов колледжа, страдающих от депрессии, изменять свои
типичные атрибуции. Мэри Анн Лейден (Mary Anne Layden, 1982) сначала объяснила им, каковы
преимущества атрибуции, присущей человеку, не подверженному депрессии (приписывающему самому
себе заслугу всех своих успехов и отрицающему свою ответственность, если дела идут плохо). Дав
студентам массу разнообразных заданий, она помогла им увидеть, каким образом они обычно
интерпретируют успех и неудачу. Затем наступило время проведения психотерапии: каждому участнику
эксперимента Лейден дала задание вести дневник, в который нужно было ежедневно записывать
пережитые успехи и провалы, отмечая при этом, какова доля собственной заслуги в успехе и каковы
внешние причины неудач. После месяца подобной тренировки участники повторно тестировались и их
результаты сравнили с контрольной группой, не проходившей курс психотерапии. Оказалось, что
самооценка тех, кто вел дневник, повысилась, а стиль атрибуции стал более позитивным. Чем более
совершенствовался их стиль объяснения, тем более отступала депрессия. Изменив атрибуции, они
изменили и свои эмоции.
Подчеркивая, что изменившееся поведение и модели мышления можно совершенствовать еще и
еще, вместе с тем следует напомнить, что всему есть предел. Тренировка социальных навыков и
позитивное мышление не могут превратить нас в неизменных победителей, которых все любят и
которыми все восхищаются. К тому же временная депрессия, одиночество и застенчивость вполне
уместные реакции на действительно печальные события. Только в том случае, когда эти чувства
присутствуют постоянно и без видимой причины, на них следует обратить внимание и постараться
изменить деструктивное мышление и поведение.
Понятия для запоминания
Депрессивный реализм (Depressive realism) тенденция людей, находящихся в легкой
депрессии, составлять преимущественно точные, не в свою пользу суждения, атрибуции и прогнозы.
Стиль объяснения (Explanatory style) привычный способ объяснения жизненных событий.
При негативном, пессимистичном, депрессивном стиле неудачи объясняются устойчивыми,
глобальными и внутренними причинами.
Глава 29. Кто счастлив - и почему?
[Эта глава сокращенное изложение двух моих статей: «The Funds, Friends, and Faith of Happy
Reople», опубликованной в юбилейном выпуске журнала American Psychologist (январь 2000 года), и
«The Science of Happiness» (в соавторстве с Эдом Динером (Ed Diener)), опубликованной в журнале The
Futurist (сентябрь-октябрь 1997 года). (Прим, автора).]
Кто же все-таки счастлив? Откуда оно берется, счастье? Падает как манна небесная на головы
людей определенного возраста, пола или уровня доходов? Передается вместе с какими-нибудь
генетически заложенными качествами? Или к нему ведут теплые семейные отношения? А может быть,
здесь присутствует нечто мистическое?
Такие вопросы не только оставались без ответа в течение почти ста лет существования
психологии они оставались, как правило, незаданными, так как психология сосредоточивалась на
болезнях больше, чем на здоровье, на страхе больше, чем на смелости, на агрессивности больше, чем на
любви. Электронный поиск, проведенный среди обзоров психологической литературы,
опубликованной с 1967 года, обнаружил 5548 статей, написанных о гневе, 41 416 о тревожности и 54
040 о депрессии, в то время как о радости упоминалось только в 415 статьях, о счастье в 1710, об
|