воздействие курения, и те, кто вступают в рискованные связи, время от времени невольно напоминают
нам, что слепой оптимизм подобен гордыне, которая как предостерегает старинная пословица до
добра не доведет.
Вряд ли кто будет утверждать, что пессимизм полезен для здоровья и хорошего самочувствия
(Armor & Taylor, 1998). И все же капля пессимизма не помешает: она убережет нас от опасностей,
уготованных иллюзорным оптимизмом. Сомнение в себе может подвигнуть студентов на более
усердную учебу. Многие из них, особенно те, кто в итоге получает низкие оценки, демонстрируют
чрезмерный оптимизм (Prohaska, 1994; Sparell & Shrauger, 1984). (Как только подходит время экзаменов,
такой иллюзорный оптимизм часто сходит на нет.) Чересчур уверенные в себе студенты склонны
легкомысленно относиться к подготовке к экзамену. Их менее способные сокурсники, обеспокоенные
возможностью провала на экзамене, усердно готовятся и в результате получают более высокие баллы
(Goodhart, 1986; Norem & Cantor, 1986; Showers & Ruben, 1987). Отсюда мораль: для достижения успехов
в учебе и в дальнейшей жизни требуется оптимизм в количестве, достаточном, чтобы поддержать
надежду, и пессимизм в количестве, достаточном, чтобы мотивировать некоторое беспокойство.
Ложный консенсус и уникальность
Можно наблюдать и такую любопытную тенденцию: мы повышаем свое самомнение,
переоценивая или недооценивая количество людей, которые мыслят и поступают так же, как и мы. Этот
феномен называется эффектом ложного консенсуса. Мы находим поддержку своим взглядам,
переоценивая степень согласия с нами других людей (Krueger & Clement, 1994; Marx & Miller, 1987; Mullen
& Goethals, 1990). Например, если мы одобряем итоги канадского референдума или поддерживаем
Национальную партию Новой Зеландии, то нам хочется, чтобы точно так же думали как можно больше
людей, и в результате мы явно переоцениваем их количество (Babad & others, 1992; Koestner, 1993).
Поступая неправильно или будучи не в состоянии справиться с задачей, мы тешим себя мыслью, что
промахи бывают у всех. Мы полагаем, что и другие мыслят и действуют так же, как мы: «Я поступил так,
как поступил бы на моем месте каждый». Человек, скрывающий от государства свои доходы, или тот,
кто никак не может отказаться от курения, скорее всего, переоценивает количество людей, поступающих
подобным образом. Люди, затаившие вражду к представителям другой расы, уверены, что многие
втайне разделяют их взгляды. Таким образом, наше восприятие чужих стереотипов может рассказать
нечто и о нас самих (Krueger, 1996).
Прийти к ложному консенсусу можно в тех случаях, когда делается слишком поспешное
обобщение на основе ограниченного числа примеров, которые в первую очередь включают нас самих и
наших друзей-единомышленников (Dawes, 1990). Что касается оценки наших способностей и умения
поступать правильно, добиваясь успеха, то в этих случаях чаще проявляется эффект ложной
уникальности (Goethals & others, 1991). Мы работаем на свой воображаемый образ, рассматривая
собственные таланты и нравственное поведение как нечто необычное. Следовательно, тот, кто
неравнодушен к алкогольным напиткам, но пользуется ремнями безопасности, будет переоценивать
(ложный консенсус) число любителей выпить и недооценивать (ложная уникальность) число
водителей, пользующихся ремнями безопасности (Suls & others, 1988). Короче говоря, люди считают
свои недостатки нормой, а достоинства редкостью.
Другие тенденции благосклонного к себе отношения
Возвеличивание собственной персоны при сравнении себя с окружающими или иллюзорный
оптимизм не единственные признаки благосклонного к себе отношения. Выше мы отмечали, что
многие из нас явно переоценивают то, насколько в данной ситуации их поведение было уместным.
Кроме того, мы уже указывали на «когнитивное тщеславие», которое проявляется в переоценке
правильности своих убеждений и в искажении истинного характера своих прошлых поступков с целью
самовозвышения.
|