Слово «роль» заимствовано из театральной жизни, и так же, как и там, оно применяется для
обозначения действий, ожидаемых от людей, занимающих определенное социальное положение.
Перейдя на новую ступень социальной лестницы, мы вынуждены вести себя подобающим образом,
даже если чувствуем себя при этом несколько неловко. Правда, следует заметить, что такая неловкость
очень быстро проходит.
Вспомните то время, когда вы вживались в новую роль, быть может, день, когда вы впервые
появились на новой работе или в колледже, или в какой-нибудь общественной организации. В ту
первую неделю в университетском городке вы наверняка чересчур чувствительно относились к своему
новому социальному положению: старались вести себя так, как подобает, начисто забыв о своих старых
школьных привычках. В такие моменты мы пытаемся понять, что же такое мы теперь из себя
представляем. Мы следим за своей новой речью и своими новыми действиями, потому что они для нас
неестественны. А затем, в один прекрасный момент, происходит удивительная вещь: мы замечаем, что
наш героический энтузиазм или наш псевдоинтеллектуальный разговор перестает быть натужным. Мы
начинаем чувствовать себя в новой роли столь же комфортно, как в старых джинсах или футболке.
В одном из экспериментов студентам-добровольцам предложили «отсидеть» в
импровизированной тюрьме, организованной Филипом Зимбардо (Zimbardo, 1971) на факультете
психологии Стэндфордского университета. Как и многих других, Зимбардо интересовал вопрос, что
первично, а что вторично: тюремная жестокость является продуктом порочности заключенных и
безжалостности надсмотрщиков или же, наоборот, предписанные тюрьмой роли охранников и
заключенных ожесточают и озлобляют людей включая и тех, кто не чужд состраданию? Люди делают
тюрьму жестокой или тюрьма делает жестокими людей?
Подбрасывая монету, Зимбардо отобрал из числа студентов тех, кто будет охранниками. Им
выдали униформу, полицейские дубинки и свистки и проинструктировали, каких тюремных правил они
должны будут придерживаться. Вторую половину студентов, «заключенных», заставили надеть
унизительные робы и заперли в камерах. Первый день был днем всеобщего веселья: все участники
охотно вживались в свои роли. Но вскоре охранники, заключенные и даже экспериментаторы оказались
заложниками ситуации. Охранники стали унижать заключенных, и кое-кто из них очень даже преуспел
в изобретении жестоких издевательств. Заключенные не выдержали: кто-то взбунтовался, кто-то впал в
апатию. «Так, писал Зимбардо (1972), все в большей степени перемешивались реальная жизнь и
иллюзии, навязанные роли и подлинное "Я"... Эта тюрьма, которую мы же и создали... поглотила нас
как создание своей собственной реальности». Усмотрев опасность зарождения социальной патологии,
Зимбардо вынужден был уже на шестой день прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели. Из
исследований «вживания в роль» можно извлечь глубокий урок: нереальное (искусственная роль) может
с легкостью вовлечь нас в то, что в результате оказывается реальностью.
Когда высказывания становятся убеждениями
В 1785 году Томас Джефферсон выдвинул гипотезу, что искаженная при изложении информация
может оказывать влияние на говорящего: «Солгавший впервые вскоре понимает, что раз от разу
говорить неправду все проще и проще, и в итоге это входит у него в привычку. Он начинает лгать
совершенно не задумываясь, а когда говорит правду, ему все равно уже никто не верит. Так пороки
языка ведут к порокам души, и в какой-то момент это начинает перевешивать все хорошее в нем».
Эксперименты подтвердили правоту Джефферсона.
Люди, которых вынуждают давать устные или письменные показания о том, в чем они не вполне
уверены, часто чувствуют себя неловко, боясь невольного обмана. Однако вскоре они начинают верить
в то, что говорят, при условии, если их не подкупают и не принуждают к этому. Когда на говорящего
не оказывают давления со стороны, его высказывания становятся его убеждениями (Klaas, 1978).
Тори Хиггинс и его коллеги (Higgins & Rholes, 1978; Higgins & McCann, 1984) в своем исследовании
наглядно проиллюстрировали, как это происходит. Они попросили студентов университета
ознакомиться с описанием человека, а потом пересказать это описание людям, отношение которых к
|