Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 264 
Next page End  

Сила воздействия ситуации
При знакомстве с главами, в которых рассказывается об индивидуализме и гендере, можно
извлечь очень важный урок: социальный контекст оказывает чрезвычайно сильное влияние на
поведение человека. Чтобы прочувствовать это, попробуйте вообразить, что вы нарушаете какие-нибудь
незначительные социальные нормы: вскакиваете посреди лекции, громко поете в ресторане, запросто
приветствуете почтенного профессора по имени, приходите в церковь в шортах, играете в гольф в
парадном костюме, хрустите карамелью на фортепьянном концерте, сбриваете себе волосы с половины
головы. Пытаясь нарушить социальные ограничения, мы с удивлением начинаем понимать, насколько
они сильны.
Некоторые из студентов поняли это, когда Милграм и Джон Сабини (John Sabini, 1983) попросили
их помочь в исследовании эффекта нарушения простейших социальных норм: они должны были
попросить пассажиров нью-йоркского метрополитена уступить им место. К их удивлению, 56 %
пассажиров уступали место, даже не получив никаких объяснений. Не менее интересной оказалась
реакция самих студентов: большинство из них сочли это задание чрезвычайно трудным. Зачастую слова
буквально застревали у них в горле, и экспериментаторам приходилось отступать. А высказав просьбу и
получив место, многие из них старались оправдать попрание общественных норм, притворяясь
больными. Такова сила неписаных правил, регулирующих наше поведение на публике.
Студенты Пенсильванского университета пережили сходные трудности при попытках подыскать
нужные слова. Они принимали участие в обсуждении, кого следует взять себе в компанию, для того
чтобы выжить на необитаемом острове. Студентов попросили представить, как один из участников
обсуждения говорит следующее: «Думаю, нам нужно взять побольше женщин, чтобы мужчины на
острове не испытывали проблем с сексуальным удовлетворением». Как бы они отреагировали на такие
сексистские замечания? Только 5 % студентов предположили, что они проигнорировали бы такие слова
или бы подождали и посмотрели, как прореагируют другие. Но когда Дженет Слим и Лаури Хайерс
(Janet Slim and Lauri Hyers, 1998) пригласили других студентов принять участие в дискуссии, где такое
заявление действительно было сделано, 56 % (не 5 %) ничего не сказали в ответ. Это вновь
продемонстрировало силу нормативного давления и то, как тяжело предсказать поведение, даже свое
собственное.
Из экспериментов Милграма можно также извлечь урок, насколько быстро может
распространяться зло. Несколько гнилых яблок могут погубить весь урожай. Таков образ зла, символами
которого стали растленные убийцы из остросюжетных романов и фильмов ужасов. В качестве примеров
зла из реальной жизни мы вспоминаем об истреблении Гитлером евреев, уничтожении Саддамом
Хусейном курдов, убийствах Пол Потом камбоджийцев. Но иногда причиной зла могут стать обычные
социальные причины — жара, влажность и инфекция, которые способствуют тому, что в бочке
«сгниют» все яблоки. Как показывают эксперименты, описанные выше, ситуация может вынудить
обычных людей соглашаться с неправдой или капитулировать перед жестокостью.
Ведь чаще к самым ужасным злодеяниям приходят не сразу, им предшествует череда более
мелких. Немецкие служащие удивили нацистских лидеров своей готовностью выполнять канцелярскую
работу для холокоста. Они, конечно, не убивали евреев, они просто составляли бумаги (Silver & Geller,
1978). Творить зло легче, когда разделяешь ответственность за содеянное с другими. Милграм изучал
такое разделение, для чего вовлек 40 новых участников эксперимента в «совершение зла» косвенным
образом. Они не включали генератор сами, а лишь предлагали очередное тестовое задание. В этом
случае полностью подчинились 37 человек из 40.
Те же процессы происходят и в нашей повседневной жизни: переход к злу совершается мелкими
шагами, без сознательного намерения творить его. При откладывании каких-то дел со дня на день
происходит такой же ненамеренный переход к причинению зла самому себе (Sabini & Silver, 1982).
Студент знает, что курсовую нужно сдать через неделю. По отдельности каждое уклонение от работы —
здесь чуть-чуть поиграл на компьютере, там немного посмотрел телевизор — выглядит достаточно
безобидным. Однако шаг за шагом студент приходит к тому, что курсовая действительно не будет готова
к нужному времени, хотя он вовсе не имел сознательного намерения добиться этого.
Hosted by uCoz