Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 205 
Next page End  

знающих ответа учащихся можно прочитать облегчение. Здесь «правит бал» жестокая конкуренция,
потому что дети борются за любовь и одобрение одного из двух или трех наиболее важных в их мире
людей.
Построенный таким образом обучающий процесс гарантирует, что дети не научатся любить и
понимать друг друга. Вызовите в памяти свой собственный опыт. Если вы знали правильный ответ, а
учитель вызывал кого-то другого, вы, вероятно, надеялись, что тот ученик сделает ошибку и у вас
появится шанс показать свои знания. Если вас вызывали и вы отвечали слабо или если вы даже не
поднимали руки, чтобы конкурировать, вы, вероятно, завидовали своим одноклассникам, которые знали
ответ, и возмущались ими. Дети, которые учатся неважно, часто становятся завистливыми и
обидчивыми, осуждают отличников, дразнят их учительскими любимчиками и даже прибегают к
насилию. Хорошо успевающие ученики в свою очередь часто относятся к неудачникам презрительно,
называют их «глупыми» или «дураками». В условиях такой конкуренции дети просто не могут
доброжелательно относиться к своим школьным товарищам» (Aronson, 1975).
Неудивительно, что примитивная школьная десегрегация способствует скорее усугублению,
нежели уменьшению расовой неприязни. Поскольку наши дети устанавливают приятные социальные
контакты, находят друзей в своих этнических группах и сталкиваются с членами других групп в
основном в «конкурентном котле» классной комнаты, нам следует ожидать именно этого.
Можно ли решить данную проблему? Может быть, не стоит возлагать слишком большие надежды
на школьную интеграцию? Но едва ли это поможет. Даже если проигнорировать возражения, которые
неизбежно возникнут у политиков и юристов, и ожесточенные споры, которые наверняка разгорятся в
обществе, нельзя не признать, что можно привести ряд довольно веских доводов в защиту школьной
интеграции. Например, хотя уровень успеваемости белых учащихся, скорее всего, останется прежним,
успеваемость учащихся, относящихся к национальным меньшинствам, с большой вероятностью
значительно улучшится после десегрегации (Stephan, 1978).
Мы должны осторожно подходить к проблеме школьной интеграции, чтобы не выплеснуть из
ванны ребенка вместе с водой. В наше время дети мокнут в грязной воде все увеличивающейся расовой
враждебности. Надо постараться удалить только воду, оставив ребенка сиять после купания. К счастью,
специалисты в области школьного образования разработали концепцию «обучения через
сотрудничество». Эта концепция дает нам реальную надежду на ликвидацию расовых предрассудков.
Поскольку во многих школах эти предрассудки «подпитываются» отношениями соперничества между
членами различных этнических групп, педагоги предлагают экспериментировать с формами обучения,
основанными скорее на сотрудничестве с одноклассниками, нежели на конкуренции.
Отправляемся в лагерь. Давайте рассмотрим конкретный пример использования подхода,
основанного на сотрудничестве. Тридцать лет назад родившийся в Турции социолог Музафер Шериф и
его коллеги (Sherif, Harvey, White, Hood & Sherif, 1961) заинтересовались проблемой межгрупповых
конфликтов. Шериф и его исследовательская команда решили провести несколько исследований в
летних лагерях для мальчиков. Мальчики даже не подозревали о том, что они являлись участниками
эксперимента. Шериф и его ассистенты меняли условия жизни в лагере и пытались выяснить, как
различные социальные изменения влияют на отношения между группами.
Как выяснили исследователи, для того чтобы вызвать у детей чувство взаимной неприязни,
потребовалось не много. Простого распределения мальчиков по двум жилым помещениям оказалось
достаточно, чтобы возбудить у членов разных групп чувство «мы против них», а присвоение этим двум
группам названий («Орлы» и «Гремучие змеи») усилило чувство соперничества. Мальчики начали
принижать достижения другой группы и высмеивать ее членов. Однако по-настоящему страсти
разгорелись тогда, когда экспериментаторы сознательно ввели во взаимодействие мальчиков элементы
конкурентной деятельности. Охота за сокровищами, игра «хижина против хижины», перетягивание
каната, атлетические соревнования привели к появлению обидных прозвищ и к конфронтации. Во
время соревнований членов чужой команды обзывали «мошенниками», «трусами» и «вонючками».
Совершались налеты на хижины «врагов», похищались и сжигались знамена соперников, развешивались
угрожающие надписи, обычным явлением стали потасовки в столовой.
Шерифу вскоре стало ясно, что вызвать у мальчиков ненависть друг к другу необычайно легко.
Для этого достаточно просто разделить мальчиков на группы и дать им немного повариться в
Hosted by uCoz