собственном соку. Затем следует вызвать у них стремление к конкуренции. В результате мы будем иметь
дело с бурлящей перекрестной групповой ненавистью.
Затем перед экспериментаторами встала более сложная задача ликвидировать укоренившуюся
враждебность. Исследователи стали часто организовывать общие отрядные встречи, коллективные
просмотры фильмов и другие подобные мероприятия. Результаты были ужасными даже тогда, когда эта
совместная деятельность носила приятный характер (кинофильмы, общественные события). Пикники
заканчивались сражениями, в которых пища использовалась в качестве метательных снарядов, во время
вечеров отдыха устраивались шумные потасовки, очереди в столовой превращались в место проведения
соревнований по выталкиванию соперников. Шерифу и его ассистентам начало казаться, что они,
подобно доктору Франкенштейну, создали чудовище, которое не в состоянии контролировать. К
счастью, в один из самых напряженных моментов они испробовали стратегию, которая была
одновременно простой и эффективной.
Была смоделирована серия ситуаций, в которых конкуренция между группами принесла бы вред
всем, а сотрудничество привело бы к получению взаимной выгоды. Во время продолжавшейся весь
день экскурсии было «обнаружено», что единственный автомобиль, на котором можно было привезти
продукты из города, застрял в придорожной канаве. Мальчики собрались вместе и толкали автомобиль
до тех пор, пока он не оказался на дороге. В другом случае исследователи организовали перерыв в
снабжении лагеря водой, которая поступала по трубам из отдаленного резервуара. Понимая
необходимость объединения усилий в возникшей чрезвычайной ситуации, мальчики сами нашли
решение проблемы и реализовали его до конца дня. В третьем случае исследователи сообщили
мальчикам, что за прокат любимого всеми фильма требуется заплатить сумму, которую лагерь не может
себе позволить. Понимая, что спасти положение можно только посредством объединения финансовых
ресурсов, мальчики внесли свои личные деньги в общий фонд. В результате они провели
необыкновенно приятный вечер в компании друг друга.
Полученные результаты воодушевили исследователей. Успешные объединенные усилия,
направленные на достижение общих целей, положили конец расколу и вражде между группами. Вскоре
прекратились словесные баталии, толкотня в очередях, мальчики начали «перемешиваться» за
обеденными столами. Когда исследователи попросили мальчиков перечислить имена своих лучших
друзей, большинство детей назвали имена мальчиков из бывшей «чужой» группы; раньше же мальчики
считали друзьями только членов своей группы. Некоторые даже благодарили исследователей за то, что
те помогли им вновь обрести друзей и изменить свое мнение о членах отряда. Один эпизод особенно
показателен. Мальчики возвращались после вечернего сбора у костра в одном автобусе. Раньше такая
поездка наверняка привела бы к шумной ссоре, теперь же мальчики сами потребовали, чтобы их
разместили в одном автобусе. Когда водитель остановил автобус, чтобы дать детям возможность
подкрепиться, члены одной группы, у которых в общей копилке оставалось пять долларов, решили
угостить своих бывших злейших противников молочным коктейлем!
Чем же можно объяснить такие поразительные перемены? Почему мальчики стали считать друг
друга союзниками, хотя раньше видели друг в друге соперников? Решающую роль сыграло навязывание
группам общих целей. Именно сотрудничество, которое было необходимо для достижения этих целей, в
конце концов позволило членам враждующих групп увидеть друг в друге «приличных парней», ценных
помощников и друзей. Когда успех является результатом общих усилий, трудно сохранять чувство
враждебности по отношению к тем, кто был рядом и подставил плечо в трудную минуту. [На основании
этих описаний не следует думать, что сотрудничество помогает уменьшить межгрупповую враждебность
только среди детей школьного возраста. Похожие результаты были получены при проведении подобных
исследований в колледжах (Worchel, 1979) и в различных организациях (Blake & Mouton, 1979).]
Назад в школу. Психологи, занимающиеся проблемами образования, сочли возможным
перенести выводы Шерифа и его коллег на отношения детей в школьных классах, состоящих из
представителей различных этнических групп. Если бы можно было модифицировать учебный процесс
таким образом, чтобы он включал в себя элементы сотрудничества, способствующего общему успеху,
возможно, появились бы предпосылки для установления дружеских отношений между членами разных
групп. Подобные программы взяты на вооружение во многих школах в разных штатах (S. W. Cook, 1990;
DeVries & Slavin, 1978; D. W. Jonson & R. T. Jonson, 1983). Особенно интересный подход, получивший
|