этого предположения свидетельствуют и приведенные выше данные. Персидские посланцы не имели
практически никакого отношения к военной победе или поражению, о которых они сообщали;
синоптики не «делают» погоду; колокольчик в эксперименте Павлова не выдавал пищу. Для получения
поразительных результатов достаточно было возникновения ассоциаций.
Рис. 5.7 Болельщики. Проявление преданности «родной» команде не ограничивается ношением
спортивных футболок с эмблемой своего учебного заведения. Эти студенты Стэнфордского
университета особенным образом выражают свою принадлежность к нему [группа студентов, голых по
пояс; на груди каждого одна из букв слова "Stanford!"] и подбадривают свою команду, призывая ее к
победе (слева). Принцип ассоциации демонстрируется особенно наглядно, где болельщики с надетыми
бумажными пакетами (с прорезями для глаз и рта) на головах следят за тем, как «Нью-орлеанские
ангелы» проигрывают в десятый раз за сезон 1980 года (справа).
Именно по этой причине после победы команды университета Южной Калифорнии следовало
ожидать, что люди, имеющие отношение к Южной Калифорнии, постараются подчеркнуть свою связь с
победителями всеми возможными способами. Проведенное психологами исследование показало, что
для «обнародования» подобной ассоциации часто используется соответствующая одежда.
Исследователи подсчитывали число студентов, которые надевали с утра в понедельник спортивные
футболки с названием родного университета (были охвачены кампусы семи университетов с наиболее
известными футбольными командами: штата Аризона, штата Луизиана, Нотр-Дама, Мичигана, штата
Огайо, Питтсбурга и Южной Калифорнии). Оказалось, что гораздо больше студентов надевали в
понедельник такие футболки, если футбольная команда их университета выигрывала в предыдущую
субботу. Более того, чем сокрушительнее была победа, тем больше появлялось подобных футболок.
Одеваться в «униформу успеха» студентов побуждала не трудно доставшаяся команде победа в игре, а
стремление ощутить вкус превосходства (Cialdini, Borden, Thorne, Walker, Freeman & Sloan, 1976).
Свойственное людям стремление погреться в лучах отраженной славы и продемонстрировать
свою связь с преуспевающими членами общества соотносится с присущим тем же людям желанием
уклониться от тени поражения, которое потерпели те, кто с ними каким-либо образом связан. Здесь
уместно будет привести один любопытный пример. Во время злополучного футбольного сезона 1980
года люди, болевшие за команду «Нью-орлеанские ангелы» (New Orleans Saints),
стали появляться на
трибунах стадиона в надетых на голову бумажных пакетах, скрывавших лица. По мере того как их
любимая команда терпела одно поражение за другим, все больше и больше болельщиков надевали на
голову пакеты. С помощью телевизионных камер удалось запечатлеть необыкновенное зрелище
трибуны были заполнены людьми, закутанными в коричневую бумагу таким образом, что торчали
только кончики носов. Однако после одной из финальных игр, в которой «Ангелы» наконец-то
выиграли, болельщики сбросили свои пакеты и вновь появились перед телекамерами с открытыми
лицами.
Мы сознательно используем возможность продемонстрировать свою связь с победителями и,
наоборот, стараемся не показывать окружающим свою связь с проигравшими. Таким образом мы
пытаемся хорошо выглядеть в глазах любого, кому видны наши связи. Демонстрируя положительные
ассоциации и скрывая отрицательные, мы стараемся добиться того, чтобы наблюдающие за нами люди
относились к нам более благосклонно и испытывали к нам большую симпатию. Мы делаем это разными
способами. Остановимся на одном из самых простых и наиболее широко распространенных методов,
который заключается в использовании в каждой конкретной ситуации определенных местоимений.
Обращали ли вы, например, внимание на то, что часто после победы любимой команды болельщики
толпятся перед телевизионной камерой, тычут указательными пальцами вверх и кричат: «Мы номер
первый! Мы номер первый!» Заметьте, кричат не «Они номер первый!» и даже не «Наша команда
номер первый!» В подобных случаях употребляется местоимение «мы», косвенно говорящее о
тождестве болельщиков с членами победившей команды.
Обратите также внимание, что ничего подобного не происходит в случае поражения любимой
команды. Вы никогда не услышите скандирования: «Мы на последнем месте! Мы на последнем месте!»
При подобных обстоятельствах люди стараются отдалиться от неудачливых игроков; болельщики вместо
|