авторитета. Достаточно было видимости авторитета. Это говорит о многом. Когда мы реагируем по
типу щелк, зажужжало,
мы становимся подвержены влиянию не только авторитетов, но и их
символов.
Некоторые из этих символов авторитета неизменно побуждают нас идти на уступки в отсутствие
действительного авторитета. Эти символы часто используются теми «профессионалами уступчивости»,
которые на самом деле не являются авторитетами. Мошенники-виртуозы, например, создают вокруг
себя «облако авторитета» из соответствующих титулов, личных вещей и одежды. Они обычно с важным
видом выходят из шикарного автомобиля, элегантно одетые, и представляются своей предполагаемой
«жертве» докторами, судьями, профессорами или специальными уполномоченными Такого-то. Они
понимают, что подобная экипировка увеличивает их шансы на успех. Каждый из упомянутых выше трех
типов символов авторитета имеет собственную историю и заслуживает подробного рассмотрения.
Титулы
Титулы, в отличие от других символов авторитета, чрезвычайно трудно и вместе с тем очень
легко приобрести. Чтобы честным способом заработать титул, требуются годы напряженного труда.
Однако тот, кто не хочет прилагать больших усилий, может просто навесить на себя соответствующий
ярлык и тем самым автоматически вызвать к себе уважение. Именно так поступают актеры, играющие в
телевизионных рекламных роликах, и мошенники-виртуозы.
Я недавно говорил со своим другом профессором известного восточного университета. Его
рассказ лишний раз убедил меня в том, что на нас очень часто влияет именно титул, а не сущность
человека, заявляющего свои права на него. Мой друг довольно много путешествует и часто беседует с
незнакомцами в барах, ресторанах и аэропортах. Он говорит, что большой жизненный опыт научил его
никогда не пользоваться своим титулом во время таких бесед. Мой друг говорит, что, когда он все-таки
сообщает о своем профессорском звании, характер взаимодействия немедленно меняется. Люди,
которые были непосредственными и интересными собеседниками, становятся почтительными,
скучными и начинают соглашаться с каждым его словом. Моего друга такие перемены удивляют и даже
несколько раздражают. Он недоумевает: «Я ведь все тот же парень, с которым они говорили последние
тридцать минут, верно?» Теперь мой друг в таких ситуациях предпочитает что-нибудь сочинять
относительно своей профессии.
Этот пример является нетипичным. Чаще люди в наибольшей степени это относится к
«профессионалам уступчивости» присваивают себе титулы, которых они на самом деле не имеют.
Подобная нечестность говорит о том, что в большинстве случаев достаточно одного символа
авторитета, чтобы повлиять на наше поведение.
Интересно, так ли стремился бы мой друг профессор человек довольно низкорослый скрыть
свой титул, если бы знал, что упоминание об этом титуле не только делает незнакомых собеседников
более почтительными и уступчивыми, но и делает его самого более высоким в глазах людей?
Исследования, в ходе которых выяснялось, как авторитетный статус влияет на восприятие размеров,
показали, что престижные титулы способствуют искажению представлений о высоте. Во время одного
эксперимента, проводившегося в пяти классах австралийского колледжа, некоего человека представили
как гостя из Англии, работающего в Кембриджском университете. Однако в каждом классе его статус в
Кембридже был представлен по-разному. В одном классе человек был представлен как студент, во
втором классе как лаборант, в третьем классе как лектор, в четвертом классе как старший лектор
и, наконец, в пятом классе как профессор. После того как человек покидал учебную комнату, учащихся
в каждом классе просили оценить его рост. Было выяснено, что при каждом повышении статуса
«английский гость» вырастал в глазах студентов в среднем на полдюйма, так что в качестве
«профессора» он выглядел на два с половиной дюйма выше, чем в качестве «студента» (P. R. Wilson,
1968). Другое исследование показало, что после победы на выборах рост политиков становится выше в
глазах избирателей (Higham & Carment, 1992).
Стоит ненадолго отклониться от темы, чтобы проследить показательную во многих отношениях
связь между статусом и восприятием размеров. Оценивая размер монет, дети склонны преувеличивать
размер более «дорогих» монет (Bruner & Goodman, 1947). Восприятие взрослых также подвержено
|