предложить написать очерк на данную тему.
Китайцы затем могли использовать имя и очерк такого солдата в антиамериканских
радиопрограммах, которые транслировали не только на весь данный лагерь, но и на другие лагеря для
военнопленных в Северной Корее, а также на захваченные американцами южнокорейские территории.
Внезапно ни в чем не повинный солдат оказывался «коллаборационистом», оказывающим помощь
врагу. Зная, что он написал злополучный очерк без особого принуждения, человек менял представление
о самом себе, чтобы соответствовать ярлыку «коллаборационист», что часто выливалось в более тесное
сотрудничество с врагом. Таким образом, как пишет доктор Шайн, «большинство солдат сотрудничало с
противником в то или другое время, совершая поступки, которые казались самим солдатам
тривиальными, но которые китайцы ловко обращали к собственной выгоде... Китайцам это особенно
хорошо удавалось, когда в ходе допроса они добивались разного рода признаний» (Schein, 1956).
Рис. 3.3. Начинай с малого и строй
Другие группы людей, заинтересованных в достижении уступчивости, также осведомлены о
полезности и силе такого подхода. Благотворительные организации, например, часто налагают на
людей мелкие обязательства, чтобы склонить их к оказанию серьезных услуг. Исследование показало,
что такое пустяковое обязательство, как согласие на интервью, может послужить началом «серии
импульсов уступчивости». В результате люди нередко отдают в качестве пожертвования все имеющиеся
у них в кошельке деньги (Schwartz, 1970).
Многие деловые организации также регулярно применяют этот подход. Стратегия торговцев
заключается в том, чтобы заставить человека сделать крупную покупку после того, как он купит что-либо
незначительное. Практически все мелкие продажи будут пригодны, поскольку целью первоначальной
сделки не является прибыль. Цель обязательство. Ожидается, что это обязательство естественно
повлечет за собой другие покупки, более крупные. Вот как эта мысль излагается в одной статье,
напечатанной в профессиональном журнале «Американский торговец» (American Salesman).
«Общая идея заключается в том, чтобы проложить путь для распространения широкого
ассортимента продуктов, начиная с малого заказа. Когда человек заказывает ваши товары даже если
прибыль от этой сделки настолько мала, что едва ли компенсирует потраченные усилия и время, он
больше не является потенциальным клиентом он покупатель» (Green, 1965).
Данная методика известна как «нога-в-дверях». Социальные психологи убедились в ее
эффективности в 1966 году, когда Джонатан Фридман и Скотт Фрезер (Jonathan Freedman & Scott Fraser)
опубликовали данные, буквально потрясшие воображение. В небольшом городке в Калифорнии был
проведен эксперимент, в ходе которого исследователь, выдающий себя за добровольца, ходил по домам
и предъявлял нелепое требование к домовладельцам. Их просили разрешить разместить на парадных
лужайках доски для афиш и объявлений, предназначенные для общественного пользования. Чтобы
хозяева домов получили представление о том, как могла бы выглядеть надпись, им показывали
фотографию с изображением красивого дома, который был почти полностью закрыт огромной
неаккуратной вывеской, гласившей «ВЕДИТЕ МАШИНУ ОСТОРОЖНО». Хотя данное требование по
понятным причинам отвергалось подавляющим большинством (согласились только 17 %) других
жителей этого района, данная конкретная группа людей реагировала достаточно благосклонно (76 %
домовладельцев разрешили воспользоваться своими дворами).
Главная причина этой поразительной уступчивости была связана с тем, что произошло с
|