послания призывы к миру, описания якобы безбедной жизни в лагере, заявления, полные сочувствия к
коммунизму. Надежда была на то, что китайцы захотят, чтобы подобные письма были доставлены по
адресу. Конечно, китайцы с удовольствием отправляли эти послания, поскольку письма служили их
интересам. Во-первых, появление прокоммунистических заявлений американских военнослужащих
способствовало пропаганде коммунизма. Во-вторых, китайцы добились успеха в идеологической
обработке пленных они без особых усилий заставили множество людей записать на свою
«внутреннюю магнитофонную ленту» то, что было выгодно китайцам.
Аналогичная методика включала в себя регулярное проведение в лагере конкурсов политических
очерков. Призы для победителей были весьма скромными несколько сигарет или немного фруктов,
но достаточно заманчивыми в условиях плена, чтобы вызвать у людей большой интерес. Обычно
лучшим признавался очерк, автор которого занимал прокоммунистическую позицию... но не всегда.
Мудрые китайцы понимали, что большинство пленных не стало бы участвовать в конкурсе, где можно
победить, только написав коммунистический трактат. Более того, китайцы знали, как насадить в душах
заключенных мелкие обязательства по отношению к коммунизму, которые позднее могут расцвести
пышным цветом. Поэтому время от времени выигрывал очерк, автор которого в целом поддерживал
Соединенные Штаты, но один или два раза «делал поклон» в сторону китайской точки зрения.
Результаты этой стратегии были именно такими, какие были нужны китайцам. Люди продолжали
добровольно участвовать в конкурсах, так как видели, что могут победить, написав очерк, полезный для
их страны. Однако, возможно не осознавая этого, они начинали незаметно менять направленность
своих очерков, чтобы повысить шансы на победу. Китайцы были готовы ухватиться за любую уступку
коммунистической догме. Очерк являлся добровольной письменной декларацией и в то же время
превосходным обязательством, от которого можно было перейти к коллаборационизму и даже
обращению в коммунистическую веру.
Другие «профессионалы уступчивости» также знают о способности письменных заявлений
порождать обязательства. Преуспевающая корпорация Amway,
например, способствует достижению
совершенства своими сотрудниками следующим образом. Штатных сотрудников просят ставить перед
собой индивидуальные цели, касающиеся продаж, и брать на себя соответствующие обязательства,
причем лично записывать их.
«Поставьте цель и запишите ее. Какой бы ни была эта цель, важно то, что вы ее поставили,
поэтому у вас есть на что нацеливаться и это вы записываете. Есть нечто волшебное в ведении
записей. Когда вы достигнете одной цели, поставьте другую и запишите ее. Вы стартуете и бежите.»
Не только руководство Amway нашло «нечто волшебное в ведении записей». Это же обнаружили
и другие организации. Некоторые торговые компании используют «волшебные» письменные
обязательства, чтобы бороться с «успокоительными» законами, недавно принятыми во многих штатах.
Эти законы позволяют покупателям через несколько дней после согласия на покупку какого-либо
предмета отказаться от него и получить обратно всю сумму. Сначала новые законы серьезно ударили по
компаниям, усиленно навязывавшим свои товары потребителям. Поскольку торговые фирмы придают
особое значение тактике нажима, люди часто делают покупки не потому, что им нужен данный товар, а
потому, что они оказываются одурачены или запуганы. Когда новые законы вступили в действие,
многие покупатели начали возвращать покупки.
В свою очередь компании стали использовать простой, но эффективный трюк, который
значительно снижает количество возвратов. Фирмы стараются, чтобы торговое соглашение заполнял не
продавец, а покупатель. Подобно корпорации Amway, многие организации обнаружили, что происходит
нечто особенное, когда люди лично письменно излагают свои обязательства на бумаге: они начинают
действовать в соответствии с тем, что записано.
Другим распространенным способом использования «волшебных» письменных деклараций
является применение невинно выглядящего рекламного трюка. До того как я начал изучать орудия
социального влияния, я не понимал, зачем крупные компании, такие как Procter & Gamble и General
Foods,
проводят показательные конкурсы «25, 50,
100 слов или меньше». Все эти конкурсы очень
похожи друг на друга. Каждый участник сочиняет краткое письменное заявление, которое должно
начинаться словами «Мне нравится этот продукт, потому что...» и содержать «гимн» качествам какого-
нибудь порошка для кекса или парафина для пола, который является предметом конкурса. Компания
|