Теперь становится понятен смысл издевательств в ритуалах инициации. Член племени тонга, со
слезами на глазах смотрящий на своего десятилетнего сына, дрожащего всю ночь на холодной земле
«двора таинств», студент колледжа, перемежающий удары палкой по спине и голове своего «младшего
брата» во время Адской ночи взрывами нервного смеха это не садисты. Подобные акты необходимы
для выживания группы, так как побуждают ее будущих членов считать группу более привлекательной и
стоящей. Пока людям нравится то, что они могут получить только в результате борьбы, самые разные
группы будут продолжать проводить мучительные ритуалы посвящения. Верность и преданность новых
членов в огромной степени повышает шансы группы на выживание. Исследование 54 племенных
культур показало, что племена, проводящие самые жестокие церемонии инициации, отличаются
наибольшей групповой солидарностью (Young, 1965). Аронсон и Миллс убедительно показали, что
суровая церемония посвящения значительно увеличивает преданность новичков группе.
Неудивительно, что группы противостоят всем попыткам уничтожить залог гарантии их будущей силы.
В военных организациях происходят те же процессы. Страдания новобранцев в армии стали
легендой. Писатель Уильям Стайрон, бывший солдат морской пехоты, описывает свои собственные
переживания весьма колоритно.
«Многочасовая строевая подготовка под палящим солнцем, психическое и физическое насилие,
оскорбления, садизм сержантов-строевиков, ужасающие надругательства над духом, напоминающие
издевательства над заключенными в концентрационных лагерях.»
Но в своем комментарии Стайрон не просто перечисляет проявления «учебного кошмара» он
признает его заранее предусмотренный результат.
«Я не знаю ни одного бывшего солдата морской пехоты независимо от того, кем он стал после
службы в армии который не считал бы обучение суровым испытанием, из которого он вышел более
храбрым и более выносливым» (Styron, 1977).
Но почему мы должны верить Уильяму Стайрону, писателю? В конце концов, у
профессиональных писателей грань между истиной и вымыслом часто стирается. В самом деле, почему
мы должны верить ему, когда он заявляет, что его «дьявольская» военная подготовка не только была
полезна, но имела своей целью усиление духа товарищества и гордости у тех, кто много вытерпел?
Однако правильность мнения Стайрона подтверждается многими жизненными примерами. Так, курсант
Вест Пойнта Джон Эдвардс был исключен из Военной Академии США в 1988 году по обвинению,
имевшему отношение к санкционированному злому подшучиванию, которому подвергались все
курсанты первого курса со стороны старшекурсников, чтобы убедиться, что они смогут перенести
суровость подготовки в Вест Пойнте. Находившийся по уровню успеваемости почти выше всех 1100
членов своего курса, Эдварде был исключен не потому, что он был необыкновенно жесток в своем
обращении с первокурсниками. Наоборот, его проступок заключался в том, что он не подвергал
новичков «абсурдным и унизительным», на его взгляд, издевательствам. Похоже, что для групп,
заинтересованных в формировании у своих членов чувств солидарности и исключительности,
жестокость ритуала посвящения является ценным преимуществом, от которого они не откажутся без
борьбы даже ценой изгнания тех членов, которые не готовы принять эту суровость или проявить ее.
Хотя суровое обращение с новичками всецело одобряется и повсеместно распространено в
армии, встречаются случаи чрезвычайно жестоких испытаний, как, например, видеозапись ритуала
«кровавого пришпиливания», показанная по телевидению в 1997 году. Морские пехотинцы,
совершившие свои первые 10 прыжков с парашютом, получают значок золотые крылья. Этот значок
прикалывается к рубашке двумя острыми штифтами, каждый сантиметр длиной, причем штифты не
загибаются, а ударом вбиваются в грудь новичка, пока он корчится и кричит от боли (Gleick, 1997).
Несмотря на выражения возмущения и негодования со стороны военного начальства после показа
видеозаписи, только одному из 30 морских пехотинцев, принимавших участие в ритуале, было
предложено уйти в отставку. Несколько солдат получили выговор, а участие остальных 20 осталось
безнаказанным. Вопреки заявлениям военного начальства об «абсолютной недопустимости» подобных
явлений, я считаю очень поучительным, что ритуал, который сами новобранцы воспринимали как
чрезвычайно жестокий, не был таковым для тех, кто его проводил. Приходится еще раз убедиться:
жестокие ритуалы инициации очень важны для групп, заинтересованных в длительной солидарности и
сплоченности их членов, и приказом сверху их не отменить.
|