Внутренний выбор
Исследование таких разных видов деятельности, как практика идеологической обработки
американских пленных китайскими коммунистами и проведение церемоний посвящения в колледжах,
позволило получить ценную информацию об обязательствах. Похоже, обязательства наиболее ощутимо
изменяют представления человека о самом себе и его поведение в том случае, когда они «активны»,
публичны и требуют значительных усилий. Однако обязательство должно отвечать еще одному
требованию. Чтобы понять, в чем оно заключается, нам необходимо прояснить пару противоречивых
моментов в действиях китайских коммунистов и членов братств.
Во-первых, не совсем понятен отказ студенческих братств включать общественно полезные
мероприятия в церемонии посвящения. Вспомните обследование Уолкера (Walker, 1967), который
сообщает, что общинные проекты, хотя они и приветствовались, почти всегда отделялись от программы
работы с новичками. Почему? Если требующее усилий принятие обязательства это то, к чему члены
братства стремятся в своих ритуалах посвящения, почему они не поручают «новобранцам» выполнять
какие-нибудь тяжелые, неприятные виды общественных работ? Это могли бы быть дежурства в
психиатрических больницах, в палатах тяжелобольных, ремонт старых домов. Кроме того, выполнение
первокурсниками подобного рода социально полезных работ могло бы значительно улучшить крайне
негативное мнение общественности о ритуалах Адской недели братств; обзор прессы (Phalen, 1951)
показывал, что на каждый положительный газетный отзыв, касающийся Адской недели, приходилось
пять отрицательных. Следовательно, исходя только из рекламных соображений, братствам следовало бы
включать работы в сфере социальных услуг в практику посвящения. Но они почему-то этого не делают.
Для того чтобы исследовать вторую загадку, нам нужно вернуться в китайские лагеря для
пленных в Корее и к конкурсам политических очерков, проводившимся для американских узников.
Китайцам было нужно, чтобы в этих конкурсах участвовало как можно больше американцев. Однако,
если идея заключалась в том, чтобы привлечь большое количество пленных, почему призы были такими
маленькими? Несколько дополнительных сигарет или немного свежих фруктов вот все, чего мог
ожидать победитель конкурса. В условиях лагеря даже эти призы были ценными, но все-таки китайцы
могли бы награждать победителей более щедро давать теплую одежду, предоставлять особые
привилегии в переписке с родственниками, разрешать свободно передвигаться по лагерю. Однако
китайские коммунисты специально использовали незначительно мотивирующие вознаграждения.
Хотя рассмотренные выше два случая совершенно разные, в них есть один общий момент.
Студенческие братства отказывались включать общественно полезные мероприятия в свои церемонии
посвящения по тем же причинам, по каким китайцы воздерживались от присуждения крупных призов
победителям конкурсов: и организаторы церемоний посвящения и китайские коммунисты хотели, чтобы
участники признавали своим то, что они делали. Не допускалось никаких оправданий и никаких лазеек.
Студенту, обязавшемуся вступить в братство, который проходил через злое ритуальное вышучивание, не
давалось никаких шансов поверить, что он делает это во имя благотворительных целей. Пленному,
который включал в свой политический очерк антиамериканские выпады, нельзя было позволять думать,
что он делает это с целью получить большое вознаграждение. Члены студенческих братств и китайские
коммунисты были хорошими психологами. Недостаточно просто вымогать обязательства у людей;
нужно заставить этих людей принять на себя ответственность за свои действия.
Мы уже знаем, что китайские коммунисты имеют склонность к проведению конкурсов
политических эссе, с помощью которых они принуждают людей принимать на себя обязательства.
Неудивительно, что после избиения на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, когда продемократически
настроенные студенты были расстреляны правительственными войсками, увеличилось число подобных
конкурсов. В одном только Пекине девять контролируемых государством газет и телевизионных станций
организовали конкурсы очерков о «подавлении контрреволюционного мятежа». По-прежнему считая,
что роль наград в принятии публичных обязательств должна сводиться к минимуму, китайское
правительство установило весьма скромные призы для победителей.
Социологи определили, что мы принимаем на себя внутреннюю ответственность за
выбранную форму поведения, когда думаем, что предпочли ее при отсутствии сильного внешнего
|