«духовных сущностей», которых она называла Стражами. Эти Стражи якобы жили на других планетах.
Послания Стражей, которые миссис Мэриан Кич записывала посредством метода «автоматического
письма», составили ядро культовой системы религиозных верований Чикагской группы. Учение
Стражей несло в себе элементы традиционного христианского мировоззрения. Неудивительно, что
один из Стражей, Сананда, в конечном счете объявил, что он является воплощением Христа.
Сообщения Стражей, всегда бывшие предметом бурных дискуссий в группе, получили новое
значение, когда Стражи якобы начали предсказывать грандиозное приближающееся бедствие потоп,
который должен был начаться в западном полушарии и в конечном счете погубить весь мир.
Естественно, сектанты испугались. Однако в своих последующих посланиях Стражи заверили их, что
все те, кто верит в Уроки, передаваемые через миссис Кич, выживут. Перед катастрофой должны были
прибыть инопланетяне и в летающих блюдцах переправить верующих в безопасное место, по-
видимому, на другую планету. Относительно спасения сообщалось очень мало подробностей. Известно
было лишь то, что верующие, чтобы подготовиться к отлету, должны все время обмениваться друг с
другом определенными паролями («Я оставил дома шляпу», «Что вы спросили?», «Я сам являюсь своим
швейцаром» и т. п.) и избегать ношения металлических предметов, которые якобы делали путешествие
на блюдце «очень опасным».
Наблюдая за описанными приготовлениями, Фестингер, Рикен и Шахтер отметили два важных
аспекта поведения членов группы. Во-первых, уровень веры в секте был очень высок. В ожидании ухода
с обреченной Земли членами группы предпринимались бесповоротные шаги. Большинство сектантов
испытывали противодействие со стороны родственников и друзей, но тем не менее упорно отстаивали
свои убеждения даже тогда, когда это влекло за собой потерю расположения близких людей. Некоторых
членов Чикагской группы соседи или родственники хотели объявить сумасшедшими. Сестра доктора
Армстронга обратилась в суд с ходатайством о том, чтобы ей разрешили забрать у брата двух его
младших детей. Многие сектанты бросили работу или учебу, чтобы можно было все свое время
посвящать подготовке к отлету. Некоторые даже отдали или выбросили свои личные вещи, считая, что в
скором времени они станут бесполезными. Это были люди, которым их уверенность в том, что они
знают истину, позволяла выдерживать сильнейшее социальное, экономическое и юридическое
давление. Причем преданность этих людей догме росла вместе с увеличением силы их сопротивления
оказываемому на них давлению. Вторым важным аспектом поведения верующих перед ожидаемым
потопом являлось их практически полное бездействие. Для людей, так твердо убежденных в
достоверности доступной им одним информации, они делали удивительно мало для того, чтобы
распространять эту информацию. Хотя вначале члены группы сделали достоянием гласности известие о
предстоящей катастрофе, они не пытались искать сочувствующих, активно обращать людей в свою веру.
Они были готовы дать сигнал тревоги и поделиться своими знаниями с теми, кто соглашался их
выслушать, но и только.
Сектанты явно не хотели никого вербовать и убеждать. Во многих делах строго соблюдалась
секретность сжигались лишние копии Уроков, вводились пароли и секретные знаки, запрещалось
обсуждать с непосвященными содержание определенных частных магнитофонных записей (данные
записи считались настолько секретными, что даже верующим, долгое время являвшимся членами
группы, не разрешалось их конспектировать). Огласки избегали. По мере того как приближался день
обещанной катастрофы, все большее число представителей прессы, телевидения и радио наведывалось
в штаб-квартиру группы в доме миссис Кич. В основном репортеров либо прогоняли, либо
игнорировали. Ответом на их вопросы было неизменное: «Никаких комментариев». Представители
средств массовой информации особенно активизировались, когда религиозная деятельность доктора
Армстронга привела к тому, что его уволили из колледжа; одному чрезмерно настойчивому журналисту
пришлось даже пригрозить судебным процессом. Сектанты с трудом отражали атаки репортеров,
докучавших им с целью получения информации. Позднее исследователи сделали следующее заключение
о поведении членов группы перед ожидавшимся потопом: «Став широкоизвестными, сектанты делали
все возможное, чтобы избежать громкой огласки. Вместо того чтобы пытаться обращать людей в свою
веру, они вели себя замкнуто и проявляли удивительное безразличие» (Festinger et al., 1964).
Накануне ожидаемого прибытия космического корабля члены Чикагской группы выгнали из дома
всех посторонних и начали свои последние приготовления. То, что увидели Фестингер, Рикен и
|