Сомнения сгущались, в уверенности членов группы появлялись трещины. Исследователи стали
свидетелями двух заслуживающих внимания событий, следовавших одно за другим. Первое имело место
около 4.45. Мэриан Кич внезапно ухватилась за идею передать путем «автоматического письма» текст
святого послания свыше. Когда это послание было прочитано вслух, оказалось, что в нем содержалось
элегантное объяснение событий прошедшей ночи. «Маленькая группа, просидев в ожидании всю ночь,
излучила столько света, что Бог спас этот мир от разрушения». Хотя данное объяснение было ясным и
логичным, его оказалось недостаточно; так, услышав его, один член группы просто поднялся, надел
шляпу и пальто и ушел, чтобы никогда не возвращаться. Требовалось нечто дополнительное, чтобы
вернуть людей к прежнему уровню веры.
Именно в этот момент произошло второе важное событие. Вот как описывают его наблюдатели.
«Атмосфера в группе и поведение ее членов резко изменились. Через несколько минут после
того, как было прочитано послание, объяснявшее отсутствие космического корабля, миссис Кич
получила от Стражей инструкции опубликовать это объяснение. Она подошла к телефону и начала
набирать номер редакции. Пока она ждала соединения, кто-то спросил: «Мэриан, ты первый раз сама
звонишь в газету?» Ответ последовал немедленно: «О да, я звоню им впервые. Раньше мне было нечего
сказать журналистам, но теперь мне необходимо срочно передать им информацию». Другие члены
группы, похоже, думали так же. Как только Мэриан закончила свой разговор по телефону, они по
очереди стали звонить в газеты, телеграфные службы, на радиостанции, в федеральные журналы, чтобы
распространить как можно шире объяснение «отмены» потопа. Стремясь поскорее известить весь мир,
сектанты начали открывать для общественности даже те материалы, которые до сих пор считались
строго секретными. Если несколькими часами ранее члены группы избегали газетных репортеров и
болезненно воспринимали внимание со стороны прессы, теперь они стали сами охотиться за
журналистами» (Festinger et al., 1956).
Резко изменилось не только отношение сектантов к гласности, но и их отношение к
потенциальным новым членам. Раньше посетителей игнорировали или изгоняли. В лучшем случае им
уделялось минимальное внимание. Теперь всех визитеров стали пускать, на все их вопросы подробно
отвечали. Предпринимались попытки вербовать посетителей. Беспрецедентная готовность членов
группы быть полезными новым «братьям» отразилась в следующем инциденте. Вечером в штаб-
квартиру явились девять старшеклассников, чтобы поговорить с миссис Кич.
«Они нашли Мэриан у телефона, увлеченно дискутирующей о летающих блюдцах с оппонентом,
которого, как выяснилось позднее, она принимала за инопланетянина. Не желая прерывать разговор с
ним и в то же время стремясь удержать своих гостей, Мэриан просто включила их в беседу и более часа
болтала по очереди то со своими посетителями в гостиной, то с «инопланетянином» на другом конце
телефонного провода. Она так сильно хотела обратить молодых людей в свою веру, что старалась
использовать любую благоприятную возможность для этого» (Festinger et al., 1956).
Чем можно объяснить такое радикальное изменение поведения верующих? За два часа они
прошли путь от замкнутых в своем кругу молчаливых хранителей Слова до экспансивных и энергичных
его распространителей. Что заставило членов группы выбрать для перемены тактики столь
неподходящий момент когда люди имели все основания посмеяться над сектантами, предсказание
которых не сбылось?
Решение изменить свою линию поведения созрело у членов группы в «ночь потопа», когда стало
ясно, что пророчество не осуществится. Как ни странно, проповедовать свою веру сектантов заставила
не их прежняя уверенность, а возникшая у них неуверенность. Члены группы начали понимать, что если
предсказание потопа и прибытия космического корабля оказалось ложным, то ложной, возможно,
являлась вся система верований, на которой они основывались. Для тех, кто собрался ночью в гостиной
миссис Кич, эта мысль должна была выглядеть ужасной.
Члены группы зашли слишком далеко, отказались от слишком многого во имя своих верований.
Они не смогли бы выдержать разрушение своей веры, стыд, экономические издержки, осмеяние.
Сектанты изо всех сил цеплялись за свои верования. Вот слова молодой женщины, имеющей
трехлетнего ребенка.
«Я должна была верить, что потоп начнется двадцать первого, потому что потратила все свои
деньги. Я бросила работу, занятия в компьютерной школе... я должна была верить.»
|