обрисуем только в самых общих чертах природу главных психологических
элементов, по которым можно различать расы.
У первобытных и низших рас (нет надобности их отыскивать среди
настоящих дикарей, так как низшие слои европейских обществ подобны
первобытным существам) можно всегда констатировать большую или меньшую
неспособность рассуждать, т.е. ассоциировать в мозгу идеи, чтобы их
сравнивать и замечать их сходства и различия, -- идеи, вызванные прошедшими
ощущениями, или слова, служащие их знаками, с идеями, произведенными
настоящими ощущениями. Из этой неспособности рассуждать проистекает большое
легковерие и полное отсутствие критической мысли. У высшего существа,
напротив, способность ассоциировать идеи и делать из них умозаключения очень
велика, критическая мысль и способность к точному мышлению высоко развиты.
У людей низших рас можно еще констатировать очень слабую степень
внимания и соображения, очень большой подражательный ум, привычку делать из
частных случаев общие неточные выводы, слабую способность наблюдать и
выводить из своих наблюдений полезные результаты, чрезвычайную изменчивость
характера и очень большую непредусмотрительность. Инстинкт момента --
единственный их путеводитель. Подобно Исаву -- типу первобытного человека --
они охотно продали бы свое будущее право первородства за настоящую
чечевичную похлебку. Когда человек умеет противопоставлять ближайшему
интересу будущий, ставить себе цель и с настойчивостью преследовать ее, то
он уже осуществил большой прогресс.
Эта неспособность предвидеть отдаленные последствия своих поступков и
склонность не иметь иного путеводителя, кроме моментальных побуждений,
осуждают индивидуума, точно так же, как и расу, на то, чтобы постоянно
оставаться в очень низком состоянии. Только по мере того, как народы
приучаются владеть своими инстинктами, т.е. по мере того, как они
приобретают волю и, следовательно, власть над собой, они начинают понимать
важность порядка, необходимость жертвовать собой для идеала и возвыситься до
цивилизации. Если бы нужно было оценить одним мерилом социальный уровень
народов в истории, то я охотно принял бы за масштаб степень способности
владеть своими инстинктами. Римляне в древности и англо-американцы в
настоящее время представляют собой народы, обладающие этим качеством в
высшей степени. Оно сильно содействовало сохранению их величия.
Общей группировкой и относительным развитием различных психологических
элементов образуются типы психических организаций, по которым можно
установить классификацию индивидуумов и рас. Из этих психологических
элементов одни имеют отношение к характеру, другие -- к уму.
Высшие расы отличаются от низших как характером, так и умом; но высшие
народы между собой отличаются главным образом характером. Так как этот пункт
имеет огромное общественное значение, то его следует изложить ясно. Характер
образуется сочетанием в различной пропорции различных элементов, которые
психологи обозначают ныне именем чувств.
Из тех, которые играют наиболее важную роль, следует главным образом
отметить: настойчивость, энергию, способность владеть собой, -- способности,
проистекающие из воли. Мы упомянем также среди основных элементов характера
нравственность, хотя она -- синтез довольно сложных чувств. Это последнее
слово мы берем в смысле наследственного уважения к правилам, на которых
покоится существование общества. Иметь нравственность для народа -- значит
иметь известные твердые правила поведения и не отступать от них. Так как эти
правила разнообразятся по времени и странам, то нравственность вследствие
этого кажется вещью очень изменчивой, и она в действительности такова; но
для данного народа, для данного момента нравственность должна быть
совершенно неизменной. Дочь характера, но ничуть не ума, она может считаться
прочно установленной только тогда, когда стала наследственной и,
|