следовательно, бессознательной. Вообще можно сказать, что величие народов
зависит главным образом от уровня их нравственности.
Умственные качества могут легко изменяться под влиянием воспитания;
качества характера почти совершенно ускользают от его действия. Если
воспитание действует на них, то это бывает только у натур безразличных, не
имеющих почти никакой воли и, следовательно, легко склоняющихся в ту
сторону, куда их толкают. Эти безразличные натуры встречаются у отдельных
индивидов, но крайне редко -- у целого народа, и если их можно встречать в
нем, то только в моменты крайнего упадка.
Открытия ума передаются легко от одного народа к другому. Качества
характера не могут передаваться. Это те неизменные основные элементы,
которые позволяют различать психический склад высших народов. Открытия,
обязанные уму, составляют общее достояние человечества; преимущества или
недостатки характера составляют исключительное достояние каждого народа. Это
-- неизменный утес, в который волна должна бить изо дня в день в течение
веков, чтобы обточить только его контуры; он соответствует специфическому
признаку вида, плавнику рыбы, клюву птицы, зубу плотоядного. Характер
народа, но не его ум, определяет его развитие в истории. Влияние характера
можно всегда отыскать в видимых капризах совершенно бессильного случая и
очень могущественной судьбы, которая, по различным вероучениям, руководит
поступками людей.
Влияние характера -- самый могущественный фактор в жизни народов, между
тем как влияние ума в действительности очень слабо. Римляне времен упадка
имели более утонченный ум, чем ум их грубых предков, но они потеряли прежние
качества своего характера: настойчивость, энергию, непобедимое упорство,
способность жертвовать собой для идеала, ненарушимое уважение к законам,
которые создали величие их предков. Только благодаря характеру 60 тысяч
англичан держат под своей властью 250 миллионов индусов, из которых многие
по крайней мере равны им по уму, а некоторые неизмеримо превосходят их
эстетическим вкусом и глубиной философских воззрений. Только благодаря
характеру, они стоят во главе гигантской колониальной империи, какую
когда-либо знала история. На характере, но не на уме основываются общества,
религии и империи. Характер даст народам возможность чувствовать и
действовать. Они никогда не выигрывали много от того, что желали слишком
много рассуждать и слишком много мыслить.
Чрезвычайная слабость работ профессиональных психологов и их ничтожный
практический интерес зависят главным образом от того, что они посвящают себя
исключительно изучению ума и оставляют почти совершенно в стороне изучение
характера. Я знаю только одного Рибо, который на нескольких страницах, к
несчастью слишком кратких, показал значение характера и признал, что он
образует истинный фундамент душевного развития. "Ум, -- пишет совершенно
основательно ученый профессор "College de France", -- лишь побочная форма
психической эволюции. Основной тип ее есть характер. Ум, когда он слишком
развит, скорее ведет к его разрушению".
Я постараюсь здесь доказать, что если желают ознакомиться со
сравнительной психологией народов, то следует прежде всего приступить к
изучению характера. Тот факт, что столь важная наука (так как из нее
вытекают история и политика) никогда не являлась предметом исследования,
остался бы совершенно непонятным, если бы нам не было известно, что подобная
наука не приобретается ни в лабораториях, ни в книгах, но только
продолжительными путешествиями. Ничто, впрочем, не дает повода предсказать,
что к ней скоро приступят профессиональные психологи. Они оставляют в
настоящее время все более и более то, что было некогда их областью, чтобы
посвятить себя анатомическим и физиологическим исследованиям. Анатомировать
мозги, исследовать под микроскопом клетки, определять законы, связывающие
|