буржуа и рабочие, получившие некоторое образование, или заразились
скептицизмом, или же сделались необыкновенно изменчивы в своем образе
мыслей.
Совершившаяся в течение двадцати пяти лет эволюция в этом направлении
действительно поразительна. В предшествующую и даже не очень отдаленную
эпоху мнения все-таки указывали на некоторое ориентирование в известном
направлении, они вытекали из какого-нибудь основного общего верования.
Монархист роковым образом должен был иметь известные, очень определенные
убеждения как в истории, так и в науке, а республиканец должен был иметь
совершенно противоположные идеи. Монархист, например, был совершенно убежден
в том, что он не происходит от обезьяны, тогда как республиканец был убежден
в противном. Монархист должен был с ужасом отзываться о революции, а
республиканец -- с уважением. Одни имена произносились с благоговением,
другие же нельзя было произносить иначе, как с проклятием. Даже в Сорбонне
господствовало подобное же наивное отношение к истории. В настоящее время
вследствие обсуждений и анализа мнения теряют свое обаяние, их резкости
быстро сглаживаются. Лишь весьма немногие из этих мнений сохранили еще
настолько силы, чтобы увлекать нас, и современный человек все более и более
охватывается равнодушием.
Не будем, однако, слишком сожалеть о таком общем исчезновении
устойчивости мнений. Нельзя, конечно, отрицать, что в жизни народа это
служит симптомом упадка. Без всякого сомнения, ясновидящие, апостолы,
вожаки, одним словом, убежденные люди обладают совершенно иной силой, нежели
отрицатели, критики и равнодушные. Но не следует забывать: при существующем
могуществе толпы всякое мнение, обладающее достаточной степенью обаяния,
чтобы овладеть ею, должно тотчас же получить такую тираническую власть, что
эра свободных суждений прекратилась бы надолго. Толпа представляет собой
властелина, иногда миролюбивого, как были миролюбивы Гелиогобал и Тиберий,
но все же ужасного в моменты своих капризов. Если какая-нибудь цивилизация
подпадет под власть толпы, она становится в зависимость от массы
случайностей и не может уже долго продержаться. Если что-нибудь и в
состоянии отсрочить час окончательного разрушения, то это именно такое
всевозрастающее равнодушие толпы ко всякому общему верованию.
* Отдел третий. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПИСАНИЕ ТОЛПЫ РАЗЛИЧНЫХ
КАТЕГОРИЙ
Глава 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТОЛПЫ
Общее разделение толпы. -- Ее классификация. * 1. Разнородная толпа. --
Как она образуется. -- Влияние расы. -- Душа толпы выражена тем слабее, чем
сильнее душа расы. -- Душа расы отражает состояние цивилизации, душа толпы
-- состояние варварства.
* 2. Однородная толпа, -- Разделение однородной толпы. -- Секты, касты
и классы.
Мы изучили уже общие черты, свойственные одухотворенной толпе; теперь
нам надо рассмотреть частные особенности, присоединяющиеся к этим общим
чертам в собраниях различных категорий тогда, когда под влиянием
соответствующих возбудителей эти собрания превращаются в толпу.
Исходной точкой при классификации толпы будет служить нам простое
скопище. Низшая форма такого скопища наблюдается тогда, когда оно состоит из
индивидов различных рас и не имеет другой общей связи, кроме более или менее
почитаемой воли одного вождя. Типом такого скопища являются варвары весьма
различного происхождения, наводнявшие римскую империю в течение многих
|