веков. Над этим скопищем, состоящим из различных рас, будет находиться такая
толпа, которая под влиянием известных факторов приобрела уже общие черты, и
в конце концов образовала расу. При случае и в такой толпе могут проявиться
специальные черты, характерные для толпы всякого рода, но все же над ними
будут преобладать в большей или меньшей степени черты, свойственные расе.
Обе категории скопищ под влиянием факторов, о которых мы говорили выше,
могут превращаться в организованную или одухотворенную толпу. В этой
организованной толпе мы устанавливаем следующие различия:
А. Толпа 1. Анонимная (уличная толпа, например).
разнородная 2.Неанонимная (присяжные, парламент
ские собрания и т.д.).
В. Толпа 1. Секты (политические, религиозные и т. д.).
однородная 2. Касты (военные,духовенстао, рабочие и т. д.).
3. Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).
Постараемся в нескольких словах определить главные отличительные черты
этих различных категорий толпы.
*1. РАЗНОРОДНАЯ ТОЛПА
О характерных чертах этой толпы мы уже говорили раньше. Такая толпа
составляется из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и
умственному развитию. Мы знаем уже, что коллективная психология людей,
образующих действующую толпу, отличается значительно от их индивидуальной
психологии, и умственное развитие не препятствует этому. Нам известно, что в
собраниях ум не играет никакой роли, и двигателями являются бессознательные
чувства.
Основной фактор -- раса -- дозволяет нам установить еще более глубокие
различия между разнообразными формами такой толпы. Нам приходилось уже не
раз возвращаться к вопросу о той роли, которую играет раса, и указывать, что
она является самым могущественным фактором, определяющим поступки людей, и,
кроме того, выражается в действиях и свойствах толпы. Толпа, состоящая из
индивидов самых разнообразных, но одной и той же расы (например, англичан
или китайцев), значительно отличается от толпы, в состав которой входят
индивиды также всякого рода, но принадлежащие к разным расам (например,
русские, французы, испанцы).
Глубокие различия, создаваемые наследственной умственной организацией в
мыслях и чувствах людей, тотчас же выступают наружу, как только какие-нибудь
обстоятельства, довольно .впрочем, редкие, соединяют вместе в толпе, и
притом в приблизительно равной пропорции, индивидов различной
национальности; эти различия обнаруживаются даже несмотря на кажущуюся
общность интересов, заставивших их собраться вместе. Попытки социалистов
собрать в общем конгрессе представителей рабочего населения каждой страны
обыкновенно приводили лишь к самым яростным разногласиям. Латинская толпа,
как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится к
вмешательству государства для реализации своих требований. Эта толпа всегда
обнаруживает склонность к централизации и цезаризму. Английская же или
американская толпа не признает государства и всегда будет обращаться к
частной инициативе. Французская толпа больше всего стоит за равенство,
английская -- за свободу. Такие различия, существующие между расами, ведут к
тому, что социализм и демократия представляют почти столько же разнообразных
форм, сколько есть наций.
Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу,
ограничивающую ее колебания. Надо признать основным законом, что низшие
свойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы.
Господство толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только
путем приобретения прочно организованной души раса может избавиться
мало-помалу от неразумной власти над ней толпы и выйти из состояния
|