предложит какуюнибудь меру, удовлетворяющую якобы демократическим идеям,
например, обеспечение пенсии рабочим, увеличение жалования железнодорожным
сторожам, учителям и т.д.; другие члены, чувствуя страх перед избирателями,
не посмеют отвергнуть предложенные меры, так как побоятся показать
пренебрежение интересами вышеназванных лиц, хотя и будут сознавать, что эти
меры должны тяжело отозваться на бюджете и потребуют новых налогов.
Колебания, таким образом, не возможны. Последствия увеличения расходов
отдалены и не касаются непосредственно членов собраний, зато последствия
отрицательного вотума могут дать себя знать в тот день, когда понадобится
предстать перед избирателем.
Кроме этой первой причины, вызывающей увеличение расходов, существует
другая, не менее повелительная -- обязанность соглашаться на все расходы,
представляющие чисто местный интерес. Депутат не может противиться этому,
так как эти расходы служат опять-таки выражением требований избирателей, и
притом он лишь в том случае может рассчитывать на удовлетворение требований
своего округа, если сам уступит подобным же требованиям своих коллег. В
номере "Economiste" от 6 апреля 1895 года напечатан любопытный обзор того,
во что могут обходиться в течение одного года расходы, представляющие чисто
избирательный интерес и касающиеся постройки железных дорог. Чтобы соединить
Лангей (город с 3000 жителей), находящийся на горе, с Пюи вотирована
постройка железной дороги, которая обойдется в 15 миллионов; для соединения
Бомона (3500 жителей) с Кастель-Саррацином вотировано 7 миллионов; для
соединения деревни Усть (523 жителей) с Сенкс (1200 жителей) -- 7 миллионов;
для соединения Прад с деревней Олетт (747 жителей) -- 6 миллионов, и т.д.
Только на один 1895 год вотировано 90 миллионов на постройку железных дорог,
лишенных всякого общего интереса. Другие расходы, вотированные также в
избирательных интересах, не менее значительны. Закон о пенсиях для рабочих
обойдется в год минимум в 165 миллионов, согласно вычислениям министра
финансов; по словам же академика Леруа-Болье, -- 800 миллионов. Ясно, что
постоянное прогрессирование таких расходов должно неминуемо привести к
банкротству. Многие из европейских стран -- Португалия, Греция, Испания,
Турция --уже дошли до этого; другие же, Италия, например, скоро очутятся в
таком положении. Но слишком тревожится по этому поводу нечего, так как
публика без особенно сильных протестов согласилась на понижение на 4/5
платежей по купонам в этих государствах. Такие остроумные банкротства
дозволяют мгновенно остановить нарушенное равновесие бюджетов. Войны,
социализм и экономическая борьба подготавливают нам еще и не такие
катастрофы, и в эпоху всеобщего распадения, в которую мы вступили, надо
покориться необходимости жить изо дня в день и не заботиться о будущем,
которое от нас ускользает.
Вторая из этих опасностей, представляемых парламентскими собраниями,
вынужденное ограничение индивидуальной свободы, хотя и не так бросается в
глаза, но тем не менее, вполне реальна. Она является результатом
бесчисленных и всегда ограничительных законов, вотируемых парламентами,
считающими себя обязанными так поступать и не замечающими последствий этого
из-за своей односторонности.
Очевидно, эта опасность действительно неизбежна, если даже Англия,
представляющая, конечно, самый совершенный тип парламентского режима
(такого, в котором представитель более независим от своего избирателя, чем
где бы то ни было), не могла избавиться от этой опасности. Герберт Спенсер в
одном из своих прежних трудов указал, что увеличение кажущейся свободы
должно сопровождаться уменьшением истинной свободы. Возвращаясь к этому в
своей новой книге "Индивид и государство", Спенсер выражается следующим
образом об английском парламенте:
"С этого времени законодательство пошло по тому пути, который я указал.
|