промышленность была еще очень далека от той ступени развития, какой она
достигла в настоящее время... "По мере того, как принцип разделения труда
получает более полное приложение, рабочий становится все слабее,
ограниченнее и зависимее. Искусство делает успехи, ремесленник идет назад.
Хозяин и работник с каждым днем все более отличаются друг от друга .
В настоящее время цивилизованный народ, с интеллектуальной точки
зрения, можно рассматривать, как своего рода пирамиду со ступенями,
основание которой занято темными массами населения, средние ступени --
образованными слоями и высшие ступени, т.е. вершина пирамиды, -- всем
небольшим отбором ученых, изобретателей, артистов, писателей, очень
ничтожной группой в сравнении с остальной частью населения, но которая одна
определяет уровень страны на шкале цивилизации. Достаточно бы было им
исчезнуть, чтобы увидеть, как одновременно исчезло бы и все то, что
составляет величие нации.
"Если бы Франция, -- пишет Сен-Симон, -- вдруг потеряла своих пятьдесят
первых ученых, своих пятьдесят первых артистов, своих пятьдесят первых
фабрикантов, своих пятьдесят первых агрономов, то нация стала бы телом без
души, она была бы обезглавлена. Но если бы ей пришлось, напротив, потерять
весь свой служебный персонал, то это событие опечалило бы французов, потому
что они добры, но для страны от этого был бы очень небольшой ущерб".
С успехами цивилизации дифференциация между крайними слоями населения
быстро возрастает; она даже стремится возрастать в геометрической
прогрессии. Итак, если бы известные влияния наследственности не положили
этому преграды, то с течением времени высшие слои какогонибудь народа
удалились бы в умственном отношении от низших на такое же большое
расстояние, какое отделяет негра от белого, или даже негра от обезьяны.
Но многие причины препятствуют тому, чтобы эта интеллектуальная
дифференциация социальных слоев, становясь значительной, совершалась с той
быстротой, какую можно было бы допустить теоретически. Во-первых, в
действительности дифференциация простирается только на ум, мало или вовсе не
задевая характера; а мы знаем, что характер, а не ум, играет главную роль в
политической жизни народов. Во-вторых, массы стремятся в настоящее время
своей организацией и дисциплиной стать всемогущими.
Кроме двух только что изложенных причин, чисто искусственных, потому
что они вытекают из условий цивилизации, способных разнообразиться, есть еще
значительно более важная (потому что она -- непреоборимый закон природы),
которая всегда будет мешать отборной части нации дифференцироваться слишком
быстро в интеллектуальном отношении от низших слоев. Рядом с искусственными
условиями цивилизации, которые все более и более стремятся дифференцировать
людей одной и той же расы, существуют в действительности устойчивые законы
наследственности, которые стремятся уничтожить или приводить к среднему
индивидов, слишком явно стоящих выше ее. Уже древние наблюдения, приводимые
всеми авторами трудов о наследственности, доказали, что потомки выдающихся
по уму семейств рано или поздно, чаще всего рано, претерпевают вырождения,
имеющие тенденцию их совершенно уничтожить. Большое интеллектуальное
превосходство получается лишь под условием оставления за собой только
вырождающихся. В действительности верхушка социальной пирамиды, о которой я
говорил выше, может существовать только под условием постоянного
заимствования своих продуктивных сил у элементов, помещающихся под нею. Если
собрать на уединенном острове всех индивидов, составляющих этот цвет, то
можно образовать путем их скрещиваний расу, пораженную всевозможными формами
вырождения и, следовательно, осужденную на скорое исчезновение. Большие
интеллектуальные превосходства можно сравнивать с ботаническими
уродливостями, созданными искусством садовника. Предоставленные самим себе,
они вымирают или возвращаются к среднему типу вида, который один и есть
|