всемогущий, потому что он представляет длинный ряд предков.
Итак, все более и более дифференцируясь в течение веков, индивиды
какой-нибудь расы постоянно стремятся вращаться вокруг среднего типа этой
расы, не будучи в состоянии удалиться от него надолго. К этому-то среднему
типу, который возвышается очень медленно, принадлежит значительное
большинство членов известной нации. Этот основной остов покрыт, по крайней
мере, у высших народов, очень тонким слоем выдающихся умов, важным с точки
зрения цивилизации, но не имеющим никакого значения с точки зрения расы.
Беспрестанно уничтожаясь, он беспрестанно обновляется за счет среднего слоя,
который один изменяется, только очень медленно, потому что малейшие
изменения, чтобы стать прочными, должны накапливаться наследственно в том же
направлении в продолжение многих веков. В действительности только
наследственным накоплением усовершенствований, приобретенных средними
слоями, а не возвышенными умами (потому что гений не передается)
образовались те прогрессивные дифференциации, которые постепенно возвысили
уровень некоторых рас и вырыли пропасть между этими расами и народами, не
сумевшими прогрессировать.
Уже несколько лет тому назад, опираясь на чисто анатомические
исследования, я пришел, к идеям, изложенным мною выше, относительно
дифференциации индивидов и рас, и для оправдания которых я ссылался теперь
только на психологические доводы. Так как двоякого рода исследования
приводят к одним и тем же результатам, я позволю себе напомнить некоторые из
выводов моего первого труда. Они опираются на измерения, произведенные над
многими тысячами древних и современных черепов, принадлежащих к различным
расам. Вот из них наиболее существенные выводы:
"Если оставить в стороне отдельные случаи и обращать внимание только на
большое число их, то тесная зависимость между объемом черепа и умственными
способностями становится совершенно ясной. Но не эти ничтожные различия в
средней емкости черепов составляют тот признак, по которому можно отличить
низшие расы от высших, а тот существенный факт, что высшая раса имеет
известное число лиц с очень развитым мозгом, между тем как в низшей расе их
не встречается. Итак, не народными массами, но единицами, выдающимися среди
них, различаются между собой расы. Средняя разница в объеме черепа у
различных народов, исключая случаи, когда рассматриваешь низшие расы,
никогда не бывает очень значительной.
...Сравнивая черепа различных человеческих рас за настоящее и прошедшее
время, можно видеть, что расы, объем черепов у которых представляет большие
индивидуальные различия, стоят на высшей ступени цивилизации, что по мере
того, как какаянибудь раса цивилизуется, черепа составляющих ее индивидов
все более и более разнятся между собой. Результатом этого является то, что
цивилизация ведет нас не к умственному равенству, но к все более и более
глубокому неравенству. Анатомическое и физиологическое равенство встречается
только среди представителей рас, стоящих на самой низкой ступени развития.
Между членами какого-нибудь дикого племени, из которых все посвящают себя
одним и тем же занятиям, различие существует самое ничтожное. Напротив,
между каким-нибудь крестьянином, имеющим в своем лексиконе не более трехсот
слов, и ученым, у которого их сотня тысяч с соответствующими понятиями,
различие существует громадное."
Я должен прибавить к сказанному мною выше, что дифференциация между
индивидами, произведенная развитием цивилизации, проявляется также и между
полами. У низших народов или у низших слоев высших народов мужчина и женщина
в умственном отношении весьма близки друг к другу. Но по мере того, как
народы цивилизуются, полы стремятся к тому, чтобы все больше и больше
различаться между собой.
Объем черепа мужчины и женщины, даже когда сравниваем только субъектов
|